Программа умерщвления «Т-4» (нем. Aktion Tiergartenstraße 4, «Операция Тиргартенштрассе 4») — официальное название евгенической программы немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). Сначала уничтожались только дети до трёх лет, затем все возрастные группы.

В августе 1941 года Гитлер отдал приказ об официальном закрытии программы Т-4 якобы под давлением общественности. К этому моменту количество жертв Т-4 превысило 70 тыс. человек, что соответствовало запланированному числу; также были убиты тысячи детей с соматическими и неврологическими заболеваниями.

Официальное закрытие программы оказалось лишь тактическим ходом; после официального закрытия организационная структура главного бюро T-4 сохранялась. Продолжались эвтаназия детей и умерщвления взрослых больных пациентов лечебниц.

Например, в ноябре 1942 года в департаменте здравоохранения министерства внутренних дел Мюнхена были собраны директора всех клиник Баварии. Им настоятельно рекомендовали содействовать смерти больных, так как «в психиатрических больницах умирает слишком мало пациентов». После этого директор психиатрической клиники города Кауфбойрена рассказал о своей практике: тех пациентов, которых раньше отобрали бы для «эвтаназии», он держал на абсолютно безжировой диете, что приводило к мучительной смерти в течение 3 месяцев. Вслед за этим председатель приказал ввести такую же диету во всех психиатрических больницах и отметил, что приказа в письменной форме не будет, но все психиатрические больницы будут проверяться на предмет исполнения данного приказа.
В 1943 году в клинике Кауфбойрена была введена так называемая диета-Е (состоявшая из чёрного кофе или чая на завтрак и варёных овощей на обед и на ужин), в результате которой пациенты умирали не только от недоедания, но и от неправильного питания. Диета-Е существенно увеличила уровень смертности в больницах. В 1944 году ввели новую форму эвтаназии: больным давали люминал (фенобарбитал) или веронал (барбитал); иногда трионал в таблетках, а также люминал и морфин-скополамин в жидкой форме. Пациенты погружались в глубокий сон и умирали чаще всего на второй или на третий день.

Из 3950 психически больных, пребывавших в психиатрической лечебнице Мезеритц-Обравальде в 1944 г., 3814 человек умерло перед окончанием войны, при этом многие – в течение первых недель после поступления в клинику в результате введения скополамина.

Возвращавшихся в Германию солдат с тяжелыми увечьями тоже стали подвергать «эвтаназии». Бывали, кроме того, случаи, когда эсэсовцы и члены оперативных отрядов, не выдержав убийств, которыми они сами занимались, заболевали психическими расстройствами. Их исключали из рядов войск СС (Waffen-SS), направляли в психиатрические больницы и убивали. Начиная с 1944 года остарбайтеров, страдавших психическими расстройствами (обычно они заболевали во время своего пребывания в трудовых лагерях), также направляли в специальные учреждения и, если их работоспособность не подлежала восстановлению, систематически убивали. На данном этапе программы лиц с психическими расстройствами умерщвляли главным образом уже не в центральных учреждениях программы Т-4, а в психиатрических клиниках по решению их директоров. В качестве методов убийства стали всё чаще использоваться введение медикаментов, смерть от голода или отсутствия ухода, добавление отравляющих средств в пищу. Так, в период с 1942 по 1945 год около 1 миллиона пациентов были замучены голодом в немецких психиатрических больницах.

Утверждалось, что психиатры всего лишь следовали закону и были вынуждены подчиняться приказу. Снова и снова мы читаем о секретном распоряжении Гитлера уничтожить тех, кто страдал серьёзным умственным дефектом или болезнью, как о достоверном историческом факте… Однако не было такого закона и не было никакого приказа. Трагедия состоит в том, что психиатрам не нужен был приказ. Они действовали по своей собственной инициативе. Они не приводили в исполнение смертный приговор, вынесенный кем-то другим. Они были теми законодателями, которые устанавливали правила для принятия решений о том, кому суждено умереть; они были административным персоналом, который разрабатывал процедуры, подбирал пациентов и помещения, выбирал способ убийства; они выносили приговор «жизнь» или «смерть» в каждом отдельном случае; они были палачами, которые приводили приговор в исполнение — без всякого на то принуждения, — или отправляли своих пациентов на смерть в другие учреждения; они руководили и часто лично наблюдали за медленным убийством.

Жители Германии, отказывавшиеся от сотрудничества (активно и пассивно), в целом не подвергались наказанию со стороны нацистских властей. Следовательно, существует мало оснований, свидетельствующих в пользу принуждения психиатров к сотрудничеству под угрозой смерти или направления на восточный фронт. Также необходимо отметить, что психиатры, особенно вовлеченные в нацистские зверства, подвергались относительно незначительной цензуре (или таковая отсутствовала вообще). Некоторые из них продолжали свою деятельность в качестве психиатров на протяжении многих лет после завершения нацистского периода.

Рассматривая психически больных как “лиц, не заслуживающих существования”, врачи и “целители” создали техническую и “научную” основу, с их точки зрения оправдывающую совершаемые зверства против этих людей. Врачи играли значительную роль в разработке системы, направленной на выявление, обозначение, транспортировку и убийство сотен тысяч психически больных, а также лиц, “ущербных с национальной и когнитивной точки зрения” (в первую подгруппу в рамках этого термина включались цыгане и евреи). Эта система внедрялась в разных условиях – от централизованных психиатрических больниц до тюрем и лагерей смерти. Следует подчеркнуть, что роль нацистских врачей в развитии событий, связанных с Холокостом, не была незначительной или случайной. Их роль оказалась первостепенной и решающей в успешном осуществлении политики нацистов, их замыслов и принципов, хотя этот факт редко признается мировой медицинской общественностью.

Статья в википедии о программе умерщвления Т-4
Проведение программы Т-4 с массовым участием психиатров
Врачи и их преступления против человечества в нацистской Германии