Из статьи О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева - "История безумия в постнеклассическую эпоху (на примере исследования социофобии)".
"Как отмечают авторы, важным в процессе нормальной социализации является элемент «насилия»–усилия,напряжения, отсрочивания удовлетворения потребностей: «Отказ, торможение, запрещение как формы социализированной саморегуляции имеют не меньшее значение, чем освоение совместно со взрослым ее выполнения». Современные условия создают «зоны специфической “культурной патологии”».:
1. Одним из первых факторов культурной патологии авторы считают «неправильное» развитие восприятия времени, протяженности, в которой разворачивается процесс удовлетворения потребностей. Авторы отмечают: «…Психологическое переживание времени сначала рождается как заторможенная деятельность, как протяженное напряжение, а затем само становится высшей формой регуляции такого усилияи напряжения… Неуспешное прохождение этой фазы может привести к фиксации архаической циклической модели времени». Последняя не предполагает возможность планирования деятельности и жизненную перспективу. Культурная патология состоит в том, что субъект тотально зависим от внешней или внутренней стимуляции (характерны различные варианты зависимостей: наркомания, алкоголизм, др.).
2(а). Авторы, ссылаясь на психоаналитическую традицию, указывают на то, что фактором патологического развития и первичной травматизации является не только избыточное насилие, но и «избыточное облегчение условий существования», противоречащее оптимальному опроизволиванию высших психических функций и поведения: «В телесной сфере “культурная патология” может проявляться… в виде конверсионных расстройств… В сфере психических функций… диссоциативными расстройствами». Овладение функциями предполагает произвольность регуляции в соответствии с правилами, не совпадающими с требованиями природы. Опроизволенные и интериоризированные функции могут снова стать неуправляемыми, объективированными не только в сложных формах деятельности.
2(б). «Невыносимая легкость бытия», снижение напряжения за счет технологизации и автоматизации деятельности, экономия усилий – ловушка, чреватая особыми формами «культурной патологии». В пространстве этой формы патологии актуализируются личностная недоразвитость, снижение творческого потенциала, дезадаптивные формы поведения.
3. Система социокультурной регламентации произвольных функций в современном обществе является противоречивой («система взаимоисключающих требований»). Фундаментальные потребности регламентированы законодательством. Авторы отмечают: «Неудивительно, что сексуальные расстройства относятся к числу
наиболее распространенных».
4(а). Дефицитарность прохождения этапа «нормального отчуждения» (нарушение формирования в онтогенезе субъект-объектного членения)приводит к развитию разных форм деперсонализации (невозможность создания зрелой идентичности, деградация человеческих ресурсов). Здесь играют свою роль и факторы размытости ценноcтно-смысловых ориентиров, ролевых стереотипов.
4(б). Вакуум усилия приводит к разным формам искусственной стимуляции, в которой человек как бы обретает плотность бытия (патологические формы рискованного и экстремального поведения, эпатажность и демонстративность поведения).
5. Дефицит общения «компенсируется развитием прессы, а затем и другими современными коммуникативными технологиями, порождающими специфический феномен толпы: неструктурированного общественного образования, связанного лишь с коммуникативными сетями» Здесь характерны расстройства идентификации, увеличение числа пограничных расстройств. Бред, с точки зрения авторов, – особый способ объяснения непонятного и чуждого мира, а распространенный феномен терроризма – отчаянная попытка «обретения идентичности в глобализирующемся и все менее понятном и родном мире» .
6. Депрессии, эмоциональные расстройства возникают на волне противоречивого несоответствия предлагаемых культурой «глянцевых» образцов жизни и реального положения вещей. Авторы так интерпретируют большой спрос на яркие и глянцевые журналы: «Массовый тираж… изданий свидетельствует… что основным покупателем… является отнюдь не тот, кто может купить себе рекламируемые в таких изданиях товары, человек покупает недостижимую
мечту».
Формируемый социально экспансивный идеал современного человека (активно проявляющий инициативу, смелый и решительный и пр.) постулирует необходимость преодолевать негативное оценивание, отказы, другие социально негативные импульсы. С другой стороны, общество предъявляет ограничения и противоречащий предыдущему образ послушного, «среднего» гражданина, лишенного «особого» мнения.
Особенность социальной фобии как нозологического конструкта, введенного для маркирования и психосоциального контроля людей, не способных идентифицироваться с образом-идеалом социально экспансивного и коммуникативного человека, заключается в неразрывном единстве, с одной стороны, необходимости вступать в социальное общение и противостоять социальным падениям, унижениями, с другой стороны, необходимости удовлетворять значимые потребности в этих условиях."
LoL, а что если сделать коренную переоценку своих ценностей?"
Отредактировано niccolomachiavelli (11-12-2014 10:47:19)