Рассмотрим клинический пример пациента с СФ при неврозе, как бы изнутри…
Пациент, М, 36 лет. Родом из города Т., (отец сильный деспотичный, мать покладистая мягкая, воспитание противоречивое), служил в вооруженных силах под Москвой, ушел из армии по сокращению. Вернулся в родной город, где начал заниматься охранным бизнесом и дела пошли очень хорошо – карьерный рост, рост благосостояния, подруга готовая вступить с ним в брак, мать на глазах, могилы предков. Все бы хорошо, но…не дает покоя история его службы. Пока он там служил, у него появились друзья, возможность создания охранной фирмы, Москва под боком и подруга готовая разделить совместный путь земной, перспективы в Москве…
Представляете ситуацию: он как бы живет в Т. и все хорошо, но Москва не дает покоя, там все тоже может быть хорошо, а может быть и еще лучше. А фактически он и в Т. не живет – Москва мешает, и в Москву не едет, Т мешает. Уже не просто, но еще терпимо…
Здесь как обычно начинает разворачиваться психотравмирующая ситуация. Но так, что травмирующую ее сущность можно было понять только в процессе психотерапии…
В Т. пришли друзья и сказали «Пора выходить на новый уровень, есть инвестор и мы можем перевести бизнес на новый уровень! Да и Катя тебя хочет в эти выходные познакомить с своими родителями. Определись!» «щелк» захлопывается одна сторона ловушки. А что же Москва? Там тоже как в сказке, звонят по скайпу друзья и говорят «Мы нашли прекрасное помещение, пора начинать проект, и…Лена тебя оччччень ждет на свой день рождения. Переезжай!» - «щелк»-«щелк» закрылась вторая сторона. Это еще терпимо, но уже через край.
А на завтра в офис к друзьям в Т. приходит факс от друзей из Москвы (ошибочка вышла, как всегда). «Тебе тут факс из Москвы!», а в том файле «Мы подали документы на регистрацию…ты должен приехать к 10-му…» «Клац» - и выхода нет. И вдруг… буквы побежали на факсе и стали сливаться, стало плохо видно, руки задрожали, тело как будто обдало жаром, застучало сердце и мощный приступ тревоги …Он заходит в офис делать доклад про развитие бизнеса в Т., где друзья видели факс из Москвы, но «собраться» не может, дыхание перехватило, слова застревают во рту, тревога, сердце выскакивает...
«Скорая» - домой, «скорая» - больница.
А сердце стучит сф-сф, сф-сф…А одышка ссссф, ссссф. А потливость и боль в голове: сфф, сфф, сфф…
А через неделю друзьям из Т. его мама говорит «он болен и просит перенести слушание!», а друзьям из Москвы «он болен и приедет, когда…выздоровеет!» Понимаете в чем феномен патологической адаптации – решение можно по прежнему не принимать!
Понятно, что феназепам поможет, только на два дня, до тех пор, пока: Т.: Давай решай! («клац») и Москва – Давай переезжай! («клац»-«клац»). А феназепам + флюоксетин это примерно на месяц, до тех пор пока: Т («клац») и Москва («клац-клац»)…
Но это история изнутри, а вот если бы он пришел в «первый шаг», то она звучала бы совсем с другой стороны. Она начиналась бы примерно так: «Здравствуйте, меня зовут М. мне 36 лет. Я уже как 3 года страдаю социофобией, пью феназепам и флюоксетин. С детства мне всегда было неловко от обращенного на меня взгляда. Мои родители жили не очень дружно…»
А теперь вопрос для обсуждения: а почему у М. не возникла канцерофобия?
Жду ответов…
Все совпадения случайны, города, конкретика, пол и возраст специально изменены...
Отредактировано Михаил, психотерапевт (2013-10-28 15:09:37)