Вверх страницы
Вниз страницы

Форум о социофобии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о социофобии » Интересные материалы » Смещенная активность


Смещенная активность

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Поведение человека при стрессе

Поведение человека при стрессе Формирование поведенческого акта

Поведенческий акт формируется следующим образом. Изменения в среде вызывают определенную потребность, для удовлетворения которой человек или животное должны либо попытаться возвратить среду к прежнему состоянию, либо приспособиться к новым условиям существования.

Для удовлетворения потребности формируется мотивация. Мотивация - механизм, активирующий память о способах удовлетворения определенной потребности. В памяти животного, в частности человека, хранится множество программ действия, каждая из которых наиболее эффективна для строго конкретного изменения среды. Вот почему интенсивный сбор информации происходит в рамках мотивации. И в первую очередь собирается информация, позволяющая характеризовать новую ситуацию, новые условия существования как знакомые. Знакомая ситуация - та, в которой организм уже успешно действовал, т. е. удовлетворил потребность. Совокупность черт измененного состояния среды, позволяющая характеризовать ситуацию как знакомую, называется пусковым, или ключевым, стимулом. Этот стимул, как ключ, «открывает» способ удовлетворения потребности и запускает программу поведения, которая уже была успешно использована и хранится в памяти.

В начале XX в. А. А. Ухтомский писал, что животному необходимо «...по поводу новых и новых данных среды очень быстро перебрать свой арсенал прежних опытов». Хранящиеся в памяти программы поведения, запускаемые ключевыми стимулами, называются фиксированными комплексами действия (ФКД). ФКД могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе индивидуального развития. У человека по сравнению с другими животными меньше врожденных ФКД. Ключевой (пусковой) стимул бывает разной степени сложности. Простой ключевой стимул, например яркое цветовое пятно раскрытого клюва птенца, запускает пищедобывательное поведение родителей.

Поиском комплексного ключевого стимула занят футболист, собирающий информацию о расположении противников, партнеров, направлении и скорости их движения, расстоянии до ворот и о многом другом. На основании этого он определяет текущее положение на поле как одну из расстановок, которые отрабатывались на тренировках. Как только он извлекает из памяти образ, больше всего соответствующий текущей ситуации, запускается один из комплексов действий, зафиксированных на тренировках: футболист бьет по воротам, или идет в обводку, или отдает пас и т. д. Пусковой стимул человек отыскивает и при решении интеллектуальных проблем, таких, например, как решение математических задач.

Существует ограниченное количество типов уравнений, для каждого из которых известен способ его решения - алгоритм. При решении уравнения главное - определить его тип, а далее остается лишь применить известный алгоритм. В такой ситуации ключевым стимулом становится совокупность определенных признаков уравнения. Если найти ключевой стимул не удается, т. е. новизна ситуации велика, то развивается стресс - неспецифическая системная адаптивная реакция организма на отклонение условий существования от привычных, другими словами, реакция на новизну ситуации. Универсальная форма поведения при стрессе - смещенная активность.

Смещенная активность
Понятие «смещенная активность» сформулировал Николас Тинберген. Если возникшая ситуация содержит значительный элемент новизны, то обычно ни один из имеющихся фиксированных комплексов действия (ФКД) не подходит. Между тем актуальная потребность приводит к увеличению напряжения в мотивационной системе, которое требует разрядки. И если процесс поиска ключевого стимула затягивается, то энергия мотивации находит выход в поведении, основу которого составляет ФКД, не соответствующий текущей мотивации,- это и есть так называемая смещенная активность.

    Условия возникновения смещенной активности:
    Не найден ключевой (пусковой) стимул, иными словами животное (или человек) не знает, как поступить.

Так, если в соседней комнате внезапно запрыгал, запел маленький ребенок или внезапно наступила полная тишина, можно быть уверенным, что малыш добрался до какого-то предмета, который ему было запрещено трогать, и сломал (разбил) его. Сильная потребность, возникшая в результате неожиданного (для ребенка) изменения окружающей среды, не имеет соответствующей готовой программы поведения. Поскольку уровень мотивации у него очень высок, развивается смещенная активность. В зависимости от своего психологического типа ребенок либо в ужасе замирает, либо «разряжается» хаотичными бурными двигательными актами.

    Столкновение мотиваций, когда ни одна из них не может стать доминирующей.

Если сила двух мотиваций примерно одинакова, тогда смещенная активность может проявиться в форме исследовательского и гигиенического поведения, например кот начинает осматриваться, «настраивать» уши, вылизываться. У человека подобное поведение наблюдается при столкновении мотивации самосохранения и социальной мотивации. Вспомните фильм «Рембо. Первая кровь». Между полицейскими, преследующими Рембо, завязывается драка. Им страшно, поскольку они знают, что идут по следу тренированного профессионала, который, несомненно, будет защищаться. Однако полицейские обязаны выполнять приказы начальника. В результате столкновения двух мотиваций развивается смещенная активность - они завязывают ссору, перерастающую в драку.

    Конкуренция двух ФКД.

Столкновение двух ФКД в рамках одной мотивации часто возникает при защите своей территории. Н. Тинберген описал поведение самцов колюшек, один из которых внезапно начинал строить гнездо. Другой пример, вошедший в учебники психологии: в процессе противостояния двух петухов один из них начинает клевать почву, хотя зерен на земле нет. В обоих случаях животные не могут сделать выбор между бегством, нападением или умиротворяющим поведением (демонстрацией подчинения сопернику). В результате энергия, накапливающаяся внутри мотивации борьбы за территорию, разряжается в виде ФКД другой мотивации. Такой тип смещенной активности можно наблюдать у футболистов, о которых телевизионные комментаторы говорят, что у них низкая скорость игрового мышления. Футболист, получив пас от партнера, не знает, что делать с мячом - или идти в обводку, или отдать пас. Он застывает, и соперник уводит у него мяч из-под ног. В таком случае дело скорее не в низкой скорости мышления, а в небогатом поведенческом репертуаре, т. е. в малом количестве ФКД, которые вырабатываются и закрепляются на тренировках.

Признаки смещенной активности:

    отсутствие биологической целесообразности (поведение не удовлетворяет актуальную потребность);
    возникновение смещенной активности в отсутствие пусковых стимулов для данного ФКД (например, петух клюет землю, хотя зерен нет);
    использование форм поведения, специфических для данного вида (при смещенном поведении животное не изобретает новые формы поведения, а всегда использует уже готовые ФКД).

Если поведение человека характеризуется этими тремя признаками, значит, оно представляет собой смещенную активность, следовательно, данный человек испытывает в конкретный момент стресс. Сравним поведение во время экзамена студентов старших курсов и первокурсников. Старшекурсники спокойно сидят, думают, ждут, когда их вызовут. Поведение первокурсников чаще беспокойное. К примеру, девушки суетливо вертят колечки на пальцах, молодые люди разбирают - собирают ручки. И так до тех пор, пока их не вызовет экзаменатор. В данной форме поведения можно видеть все три признака смещенной активности: отсутствие смысла (биологической целесообразности); возникновение смещенной активности в отсутствие всяких внешних событий (в отсутствие пусковых стимулов); использование привычных форм поведения (видоспецифическая активность).

Формы смещенной активности:

    Мозаичная активность.

Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных ФКД. Герой рассказа А. П. Чехова «Папаша», застигнутый женой наедине с горничной, «скинул сюртук и запел какую-то песню». Мозаичным представляется поведение школьника или студента, который «мямлит» на экзамене, не зная ответа. В этой ситуации у студента отсутствует программа поведения: заданный вопрос незнаком, что отвечать - неизвестно. Между тем уровень мотивации высок. Поэтому энергия мотивации, направленная на то, чтобы ответить на поставленный вопрос, трансформируется в хаотические движения мышц речеобразующего аппарата. Это поведение настолько типично для плохо подготовленного учащегося, что неуверенная его речь побуждает экзаменатора занижать оценку (закономерность, хорошо известная не одну тысячу лет).

Мозаичной в стрессовой ситуации становится не только двигательная, но и психическая активность. Это проявляется в спутанности мышления, которая, в частности, обнаруживается на письменных контрольных и экзаменационных работах. На черновиках, которые студенты сдают вместе с окончательным «чистовым» вариантом контрольной работы, можно обнаружить набор слов, лишенных упорядоченности, согласования и других признаков нормативной речи. Так отражается естественное волнение в первые минуты экзамена, вызывающее мозаичность психической активности.

    Переадресованное поведение.

Переадресованным может быть только социальное поведение. Если какая-либо форма поведения не реализуется в контакте с одним человеком, она осуществляется в процессе общения с другим человеком или объектом. В одной из знаменитых серий карикатур Херлуфа Бидструпа запечатлено, как большой босс сердито поднимает бровь, недовольный своим заместителем, который, в свою очередь, выражает неудовольствие помощнику, последний делает выговор сотруднику, который кричит на одного из подчиненных. В итоге младший швейцар пинает собаку. Оборонительное поведение, сформированное на основе потребности в самосохранении, не может быть осуществлено в виде агрессии против вышестоящего члена социальной структуры. Мотивация реализуется в агрессии к члену сообщества, в отношении которого такая форма поведения допустима. Переадресованное поведение может выражаться и в ударе кулаком по столу, и во внешне немотивированных действиях по отношению к случайным прохожим, и др.

    Собственно смещенная активность.

При собственно смещенном поведении используется ФКД другой мотивации, явно неадекватный для удовлетворения текущей потребности. К сожалению, в современном обществе привычными для большого числа людей стали различные формы агрессивного поведения. В частности, непрекращающиеся локальные вооруженные конфликты ведут к тому, что в гражданское общество постоянно вливаются молодые люди, для которых убийство - привычная форма активности. Для демобилизованного спецназовца насилие над другим человеком - привычный способ реагирования на любые изменения в окружающей среде, причем в силу его молодости один из немногих имеющихся у него стереотипов поведения. Кроме агрессивного, как смещенное может выступать любое другое поведение. Очень часто это половая активность, поскольку она привычна для людей. Такое поведение неоднократно описано в художественной литературе. Например, в трагедии У. Шекспира «Ричард III» Глостер, соблазнив Анну, вдову принца Эдуарда, сам несколько удивлен своим успехом:

Как! Я, убивший мужа и отца,

Я ею овладел в час горшей злобы,

Когда здесь, задыхаясь от проклятий,

Она рыдала над истцом кровавым!

Против меня был Бог, и суд, и совесть,

И не было друзей, чтоб мне помочь.

Один лишь дьявол...

Между тем ситуация вполне биологически достоверна. Глостер не прав только в том, что ставит произошедшее в заслугу исключительно себе. Помогал ему не «дьявол», а наследственно детерминированные формы психических реакций. Одну из них представляет собой смещенная активность, которая вызывается стрессом и проявляется в конкретной форме, наиболее привычной для данного человека. Собственно смещенная активность далеко не всегда принимает форму агрессии. Так, человек, получивший известие, на которое у него нет готовой программы действия, может «в задумчивости» выполнить любое действие, например перемыть всю посуду. В фильме «Покровские ворота» озадаченный Савва Игнатьич принялся работать на точильном станке, проявляя привычную для него форму активности.

Приведем еще пример. Во время цирковых представлений почти после каждого трюка дрессировщик дает кусочки пищи животному. Это не подкрепление условного рефлекса, они достаточно прочны и регулярно поддерживаются во время репетиций. Зачем же тогда подкармливать животных? Дрессировщики объясняют это так: «Чтобы звери не нервничали». Иными словами, животному предоставляется возможность проявить смещенную реакцию, приемлемую во время выступления. Ведь всякое представление, даже проводимое не в первый раз, содержит в себе элемент новизны, а следовательно, вызывает стресс, каким бы опытным ни был артист. Без возможности направлять лишнюю энергию в привычное русло пищевого поведения каждый зверь может проявить стрессорное поведение, характерное только для него. Форма подобного смещенного поведения трудно предсказуема и может быть опасной для публики; пищевое же поведение привычно для всех животных. Известно, что многие люди, нервничая, находясь в стрессорном состоянии, начинают неумеренно есть.

Наследуемые и приобретаемые формы смещенной активности

Агрессия, секс и еда как привычные формы поведения и, следовательно, как формы смещенной активности формируются в процессе накопления индивидуального опыта. В зависимости от воспитания, условий, в которых растет человек, к примеру, агрессия может стать привычной поведенческой формой, а может и не стать. Соответственно, один человек реагирует агрессивными ФКД на стрессорные ситуации, а у другого человека они отсутствуют в его стрессорных поведенческих реакциях. В то же время существуют генетически детерминированные, врожденные формы стрессорного поведения. Они представляют собой реакции либо «затаивания», либо «борьбы и бегства».

Два названных понятия сначала применялись для описания поведения животных, у которых значительная часть стрессорных событий связана с угрозой нападения хищников и неблагоприятными изменениями физической среды. Человек в повседневной жизни испытывает большую часть стрессов не в связи с угрозой для жизни, а с психологическими факторами - социальными взаимодействиями, информационной нагрузкой. При этом альтернатива «борьба - бегство или затаивание» сохраняется, но она принимает вид «преобразования среды или приспособления к ней».

Например, появление в незнакомом или малознакомом обществе для ряда людей - стрессорная ситуация. Несветский человек, для которого подобная ситуация содержит большой элемент новизны, как правило, реализует одну из двух стратегий поведения. Он либо садится где-нибудь в углу и молчит весь вечер (демонстрирует реакцию затаивания), либо становится нарочито развязен, громко разговаривает, хохочет, жестикулирует (демонстрирует активную стратегию поведения). Иначе говоря, он испытывает стресс и проявляет стрессорную поведенческую реакцию.

Таким образом, при столкновении с реальной опасностью человек проявляет привычные закономерности поведения и в новой для него ситуации, однако не сопряженной с угрозой его жизни, здоровью и материальному благополучию. Другими словами, он реализует одну из двух генетически детерминированных стратегий стрессорного поведения. Применительно к человеку эти стратегии названы «поведением типа А» (борьба и бегство) и «поведением типа Б» (затаивание).

Если человек (вообще животное) имеет во врожденном репертуаре реакцию затаивания (поведение типа Б), то можно ослабить ее проявление, в частности, вследствие накопления индивидуального опыта и снижения новизны ситуаций, уменьшающего степень их стрессорности. Но никогда такой человек не сможет выработать у себя поведение типа А как ответ на непривычное изменение социальной или физической среды. И для людей с наследственно обусловленным поведением типа А никогда не возникнет стрессорная реакция затаивания.

Груминг - смещенная активность

Чистка тела - часто встречающаяся смещенная реакция, характерная для животных. Почесывание, выкусывание, вылизывание и другие формы поведения, когда их биологический смысл заключается не в гигиенической процедуре, а в смещенной активности, обычно называют грумингом (англ. grooming - чистка, уход за телом). Крысы чешутся, кошки умываются, собаки вылизываются, человек поправляет прическу - все эти поведенческие формы чаще всего имеют не гигиеническое значение, а представляют собою смещенную реакцию, которая проявляется в тех ситуациях, когда животное несколько озадачено изменениями во внешней среде и решение еще не принято. Груминг широко используется в экспериментах на животных для оценки силы стресса, поскольку чем новее ситуация для животного, тем меньше у него стереотипов поведения (ФКД), подходящих для данной ситуации.

В груминге сочетаются эндокринный и поведенческий компоненты стресса. Реакция груминга вызывается гипофизарными стрессорными гормонами, а груминг, в свою очередь, приводит к росту концентрации эндорфинов в крови - гормонов, повышающих настроение. Груминг другой особи (у человека, обезьян, грызунов и др.) - форма дружелюбного, комфортного или умиротворяющего поведения. Оно называется аллогрумингом (в отличие от автогруминга - чистки собственного тела).

Биологический смысл этого явления заключается не только в том, что через него реализуется энергия мотивации в состоянии неопределенности, но и в том, что усиливается секреция некоторых гормонов. Так, аллогруминг у обезьян сопровождается увеличением секреции эндорфинов, вызывающих эйфорическое состояние. Аллогруминг - самое распространенное, в том числе и у человека, дружелюбное поведение. Взрослый, погладив ребенка по голове или потрепав его по щеке, демонстрирует свое расположение к нему. Груминг улучшает настроение, а аллогруминг еще и укрепляет взаимную привязанность членов внутривидового сообщества.

Аллогруминг часто встречается в отношениях между представителями разных видов: человек гладит кошку, собака лижет хозяина. Гуси демонстрируют аффилиативное поведение по отношению к Конраду Лоренцу, одному из основателей современной этологии: ученый ухаживал за гусятами с момента их вылупления из яиц, и взрослые гуси продолжали относиться к Лоренцу как к члену своей стаи (см. рис.). Автогруминг (поведенческий компонент стресса) и эндокринный стрессорный ответ также непосредственно связаны. Гипоталамический стрессорный гормон кортиколиберин и гипофизарные стрессорные гормоны (АКТГ, эндорфины, вазопрессин, окситоцин) стимулируют автогруминг. Таким образом, груминг - возникающая при стрессе форма поведения, которая индуцируется стрессорными гормонами. В то же время груминг увеличивает секрецию эндорфинов, которые, вызывая эйфорическое состояние, снижают уровень тревоги и ослабляют тем самым стрессорную реакцию.

Д. А. Жуков,доктор биологических наук,

Институт фитологии им. И. П. Павлова РАН,

С.-Петербург

Теги: Смещенная активность

2

очень интересно, спасибо.

3

а я думала это статья будет о смещенной активности в ночное время.. когда ночью спать не хочется

4

Севастьяна написал(а):

когда ночью спать не хочется

Это называется: не правильный режим дня.

5

Так и есть. Ганс, +1.

6

очень интересная статья

7

Да статья интересная )
У меня с девушками сразу всё короче ) не найден стимул (не знаю как поступить в неожиданной ситуации и замираю) а почти все ситуации с незнакомыми девушками неожиданные, ты словно маленький ребёнок замер и смотришь как она на тебя реагирует и потихоньку привыкаешь.
столкновение мотиваций (инстинкт самосохранения и половой инстинкт конфликтуют)
конкуренция двух фкд (также как петух встречаясь с другим петухом не знает "бить или бежать" и начинает неадекватно клевать землю, типа занят чем-то другим, также и я стараюсь отвлечься, не смотреть, с кем-то поговорить другим или могу неадекватно затрястись)

В итоге поведение не одобряет актуальную потребность. Значит у меня хронический стресс. Вот только никакая форма смещённой активности мне вроде не подходит. может быть мозаичная, хз.
При стрессе реакция всегда - затаивание. А у большинства людей которых я знаю наоборот - активная стратегия поведения.

ганс написал(а):

Если человек (вообще животное) имеет во врожденном репертуаре реакцию затаивания (поведение типа Б), то можно ослабить ее проявление, в частности, вследствие накопления индивидуального опыта и снижения новизны ситуаций

Вот как раз про меня. Когда ситуация перестаёт быть новой стресса становится мало или совсем исчезает. Страх пропадает.

8

JMkin написал(а):

никакая форма смещённой активности мне вроде не подходит.

Возможно дело в статье, она не очень красочная. Представь что мама вошла в комнату когда ты занимался онанизмом, допустим ты это делал под столом, ей не видно твоих рук и гениталий, но она ведь не идиотка. Вот она, внезапно, вошла в комнату. Что ты делаешь дальше и есть смещенная активность. Но если у тебя нет комплексов в плане онанизма или у тебя некая патология (отклонение психики), железные нервы или что-то в этом роде, то смещенной активности не будет. Например: когда мама, внезапно, вошла в комнату когда я делал уроки, ничего не произошло, я глянул на нее краем глаза и продолжил делать уроки.

9

ганс
Нет то что у меня есть смещенная активность это без сомнений. Где то в чем то она есть у всех. Только дома её почти нет. Хотя бывают такие люди которые везде себя чувствуют как дома, даже лучше чем дома. Счастливые люди.
Я просто не смог определится какая форма у меня, мозаичная или какая, наверное это не столь важно.

Так как у меня реакция затаивания с детства, то я не смог себя перед людьми раскрыть и у меня эта смещенная активность проявляется во многом вне дома перед людьми. У других людей наоборот другая реакция активного поведения, поэтому они давно многие страхи пережили и их это не пугает.
Например я попадаю к незнакомым людям и у меня мышцы сковывает, я молчу. Это и есть затаивание, себя не раскрываю так как боюсь что меня не примут. А другие люди наоборот стараются делать и для них давно уже новых ситуаций нет. Или они эти ситуации быстро переваривают и усваивают.

Я и раньше знал об этом. Просто я делил застенчивые и не застенчивые. А на самом деле застенчивые все в новых ситуациях, просто кто то с ними сразу справляется и у них меньше стресса. А представьте человек затаивается при общении с девушками и его мощный половой инстинкт не удовлетворяется. Напряжение и стресс постоянно растет. В итоге можно свихнуться или все таки открыться перед девушкой . Жаль я раньше этого не понимал когда напряжения меньше было.


Вы здесь » Форум о социофобии » Интересные материалы » Смещенная активность


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно