Многие психологи и психотерапевты отмечают, что для социофобии необходима повышенная тревожность, или выраженная психастения. Но как лишь одна из составляющих, причем не основная! Из "обычного психастеника", даже очень выраженного, социофоб не получится. Застенчивый - получится, и стеснительный тоже, и нелюдимый; но не социофоб. Для развития именно фобии как разновидности невроза в сочетании с психастенией нужна истероидность, причем немаленькая. Должно получиться не просто "я боюсь, что меня не оценят по достоинству", но еще и "а достоинства у меня во-о какие, и я хочу, чтобы их вот так высоко и оценили; на меньшее я не согласен". Это не просто страх "боюсь, что мне поставят двойку", а по-другому: "боюсь, что мне не поставят пятерку". И не "если я выйду на сцену, меня непременно освистают", а иначе: "Боюсь, что я выйду на сцену, и там мне весь зал не будет аплодировать стоя".
То есть по сути социофобия - это "комплекс отличника", только гипертрофированный и обостренный. Причем "оценка" ожидается не только от тех, кто должен ее ставить непосредственно (от тех же учителей), а от любого человека, находящегося в поле зрения. Этот страх уже полностью нелогичен, ибо на свете масса людей, которые вполне имеют право не заметить нашего существования, а не то, чтобы нам "аплодировать, да еще стоя". А вот для выраженного истероидного психастеника, а точнее - для психастеничного истероида, это-то как раз и страшно. Ему очень часто бывает нужно, чтобы все, с кем он заговорит по самому ничтожному поводу, в ответ ему аплодировали - так требует с позиции эмоций его выраженная демонстративность. А "сомневаемость", тревожность с другой стороны говорит: "Но ты же понимаешь с позиции логики, что этого не будет, и поэтому тебе страшно".
Тут становится понятно, почему реальная социофобия распространена среди людей, скажем так, не совсем успешных в жизни: потому что они хоть так, хоть с помощью подобного невроза, стремятся поднять свою самооценку или ее иллюзию. В первой статье о фобиях говорилось, что социофобии относятся к группе детских фобий "я - часть среды". По сути социофобия - это полный антоним самодостаточности: человек жаждет оценок от ВСЕХ вокруг, от всей окружающей его среды, причем оценок отличных. Он стремится ощутить себя именно частью любой среды, причем частью определенно воспринимаемой. И боится того, что именно так, как он желает, его не примут.
Вообще можно сказать, что социофобия - это иррациональная и необоснованная боязнь именно социального общения: то есть общения с людьми, с которыми вы не состоите и не должны состоять ни в каких отношениях, кроме формальных. Социофоб боится позвонить в какую-нибудь справочную службу даже не потому, что боится услышать там хамский ответ, а оттого, что в глубине души знает: девушка на телефоне ни за что не скажет ему "Дорогой, как я рада, что именно ты сейчас мне позвонил!" Социофоб боится позвонить и заказать столик в ресторане не потому, что опасается отказа по типу "мест нет": ему страшно, что клерк формально уведомит его о том, что заказ принят, а не рассыплется в комплиментах по поводу того, что "Мы рады будем видеть именно вас!" И наконец, социофоб может бояться проходить в метро мимо контролерши, что она просто молча на него посмотрит: не улыбнется ему, не выразит сумасшедшей радости по поводу того, что он пришел на её станцию.
Причем этот страх "отсутствия аплодисментов во время формального общения" в подавляющем большинстве случаев человеком не осознается. Поэтому часто причина "социофобии" оказывается для человека скрытой, и "бороться с собой" ему оказывается чрезвычайно сложно, не зная этой причины.
Таким образом, социофобия - это невроз, возникающий в результате столкновения двух вещей: завышенных амбиций и низкой самооценки. Тогда тем более понятно, почему социофобии часто возникают в детском возрасте - и у каких детей.
Прежде всего, социофобами часто оказываются детишки, которых дома ставили в положение "непревзойденного во всех отношениях пупа земли и света в окне". Который что ни делает - за все ему аплодисменты (не меньше), которого никогда не ругали (даже за явные проступки), и который при этом еще не получил порцию "адекватной оценки собственной личности и собственного поведения" в том же детском саду. Когда такой ребенок идет в школу и в классе его начинают воспринимать как обычного, рядового ребенка, а его достижения оценивать "не постоянно на пять с плюсом", а как они того заслуживают - когда на пять, а когда и на четыре, а то и на три (ведь в процессе обучения все бывает) - тогда ребенок чувствует себя униженным, осмеянным и оплеванным: еще бы, он ведь был дома "лучшим из лучших", а теперь он "обычный, как все". То есть его унизили, низвергли (в его собственном представлении) - и неизвестно за что! Ребенок начинает бояться общения со сверстниками и учителями - потому что в его понимании они его недооценивают, низлагают с того уровня, к которому он привык, и непонятно, чем он это заслужил: "так что лучше от всего этого коллектива с такими необъяснимо агрессивным ко мне отношением держаться подальше". У ребенка возникает страх перед школой, нежелание учиться, изыскиваются поводы избегать появления в классе - часто это как раз жалобы на физическое здоровье и вообще разного рода соматические болезни, из которых такое дитя практически не вылезает. Или как вариант, а то и в сочетании - невротические явления типа нарушения сна, плаксивости, неадекватности поведения в школе и т.п. Вплоть до того, что родители начинают поговаривать, что "у нас ребенок не переносит тяжелого школьного режима, давайте переведем его на домашнее обучение".
Домашнее обучение наверняка достигнет своей цели - ребенок опять будет единственным и лучшим из лучших в конкретной семье (или хотя бы "равным среди самых лучших", если обучаются вместе четыре-пять таких детей в "микрогруппе"). Но что будет, когда он свое обучение закончит и выйдет в большую жизнь? Ведь в том же институте его точно так же будут считать "одним из", что для него опять будет почвой для невроза, причем уже большей, чем в школьном возрасте. И у него закономерно возникнет тот самый пресловутый страх, что "любой человек из окружающего социума не оценит его так, как оценивали его всегда - то есть в его восприятии любой окружающий может его унизить и причинить ему боль" Вот и почва для социофобии.
А еще чаще социофобия развивается у тех детишек, которых вкупе с высоким оцениванием дома ограждают от любой самостоятельности, подавляя изначально все его закономерные проявления из разряда "я сам". Иными словами, с одной стороны, "ты у нас самый лучший", а с другой стороны - "но никто не будет тебя любить так, как мы, и никому ты не будешь нужен так, как нам". И ребенок, для которого такой расклад становится постепенно закономерностью и жизненной необходимостью, опять-таки когда-то да сталкивается с тем, что вокруг есть еще масса людей, которые не проявляют к нему никакого внимания, а тем более "не любят так, как родственники". И ему это уже кажется опасностью, это его пугает - ибо разрушает привычные представления, привычные ожидания и привычную опору в жизни.
Социофобия стоит в том числе и на так называемой "искусственной родительской фрустрации". Хрестоматийное "ты не сможешь без нас" тоже можно подавать в разной упаковке: обычно подается как "вот попробуй что-нибудь без нас; попробовал? Прокололся? Ага, вот и не суйся никуда без родителей". И у ребенка постепенно формируется боязнь самостоятельного общения с социумом, которая при известной степени невротизации переходит в пресловутую социофобию.
И здесь самое время ответить на прямой вопрос: как же бороться с социофобией?
Опять не буду говорить за всех моих коллег, но мой собственный профессиональный подход к подобным проблемам состоит в следующем: с социофобией бороться не надо. Вообще.
Потому что если человек, «страдающий социофобией», на самом деле от нее совершенно не страдает, а получает даже некоторое удовлетворение (пусть бессознательное), и с удовольствием отоваривает те самые «купоны», которые ему эта социофобия предоставляет – у него нет никакой мотивации с ней бороться. Как говорил один из персонажей известного мультика: «Таити, Таити! Зачем нам Таити, нас и здесь неплохо кормят!» И такого человека можно сколько угодно уговаривать «пойти к психотерапевту и полечиться от социофобии» - он не пойдет. Зачем? Ему она не мешает. А если мешает кому-то из его близких и по этому поводу его насильно тащат к психотерапевту в кабинет – человек тут же занимает внутреннюю оборонительную позицию по схеме «доктор, вы меня лечите, а я посмотрю, как у вас ничего не получится». При таком внутреннем сопротивлении у доктора и правда мало что получится: поэтому я, в частности, отсекаю такие случаи еще на уровне предварительной телефонной беседы и вообще не приглашаю в кабинет по протекции родственников и без активного желания самого клиента.
Но и во втором случае, если социофобия реально мешает жить самому страдающему ею, если его «купоны» давно потеряли ценность и актуальность, а качество жизни ощутимо снизилось – то и в этом случае не надо с социофобией бороться. Потому что это состояние связано с областью бессознательного, а оно – часть конкретной личности: и если с этим бороться, то по сути человек вынужден вести борьбу с самим собой, а в такой борьбе победителей не бывает. Гораздо продуктивнее проанализировать то, что формирует социофобические ощущения, вывести эти причины в область сознания; разобраться с тем, что дает человеку социофобия и от чего позволяет дистанцироваться, и можно ли эти вопросы решить каким-то иным, более продуктивным для человека методом, без привлечения крайностей «то я пуп земли, то я никто». Изучить, как иными способами можно уравновесить и сбалансировать внутренние самоощущения, и на базе этой сбалансированности уже решать дальнейшие вопросы внешней и внутренней адаптации.