Деятельность психики как игра
Давайте представим, что психика человека - это хозяйство поддерживаемое большим количеством игроков заключенных в рамках здания, окруженного внешним миром.
Множество действующих сторон психики - это игроки в сложной игре под названием жизнедеятельность индивида, где каждый из этих игроков действует согласно своей функции, делегированных ресурсов (энергии) и положения в иерархии регуляции. Благодаря этому все они поддерживают "общее дело". Параметр силы игрока - это возможность приложения энергии и структур к его деятельности. Например, параметром силы страха будет то, насколько после возбуждения, страх способен оставаться инерционной доминантой в психике и какое множество идей, эмоций, актов поведения продуцировать. Чем больше в свою деятельность игрок включает оборота энергии и структур, тем больший его параметр и тем большую роль этот игрок играет в психике.
Согласно необходимости сложной задачи взаимодействия с внешним миром и одновременного поддержания целостности самого здания, игроки специализированны. Есть игроки которые решают то, кто сколько получит энергии и возможностей управления. Они называются регуляторами. Если, регуляторы не справляются, некоторые игроки берут больше чем положено. Иногда, в кризисных ситуациях регуляторы позволяют некоторым игрокам быть диктаторами, наделяют их неограниченными полномочиями. Если кризисные ситуации не решаются, то внутренняя диктатура становиться доминирующим внутренним параметром, позволяющим выживать всему зданию. Если на человека напали, его охватит страх, мотивирующий искать спасения. Если на человека нападают постоянно, он будет постоянно мучатся от страха, но также и проявлять намного большую осторожность, ожидая нападений. И его постоянная тревога будет оправданной.
Иногда, диктатор становится настолько сильным, а другие игроки настолько привыкают к его власти, что диктатура продолжается и тогда, когда внешней опасности уже нет. Тогда диктатор уже по своему произволу может решать, кто из игроков сколько получит полномочий и энергии. Он преобразует хозяйство или отдельные хозяйственные структуры согласно своим планам. Таким диктатором может быть отдельная компульсия или обессия. Если диктатор захватил полномочия не в отдельной сфере, а задевает функциональные процессы в обширных частях психики, то возникает невроз. Например, страх подпитывает панические эмоции, идеи, содержания, а те в свою очередь подпитывают страх. Возникает обратная связь в которой структуры психики неадекватно воспринимают входящие с внешнего мира стимулы и так же неадекватно обрабатывают циркулирующую внутри информацию. Это замкнутая цепь дезинформации благодаря которой диктатор поддерживает свою власть.
Говоря о всей психике в целом, нужно понимать то, что во-первых, те объекты/игроки которые воспитались, развились и сосуществуют сейчас в определенном виде в психике индивида будут оставаться устойчивы и далее. Во-вторых, под влиянием внешних обстоятельств и медленных внутренних изменений (научение и возрастные изменения) будет происходить медленная эволюция, то есть развитие одних качеств и деградация других. С точки зрения природы это сбалансированный подход, позволяющий максимально сохранять уже накопленное и надежное с точки зрения и родового и индивидуального времени. Все изменения будут происходить с произвола объектов/игроков психики. Если одним из таких игроков есть устойчивый доминантный невроз, то исключено, что он пройдет сам по себе. Он может исчезнуть, только если потеряет внутренние источники мотивации, то есть если в психике возьмут верх другие эмоции и идеи подкрепленные другой мотивацией. Но, что если причина невроза существует вовне, вызывая постоянную невротическую напряженность, и она не может быть устранена?
Кризисы существования
Момент _онтологического ощущения себя неэффективным относительно способов удовлетворения базовых человеческих целей/потребностей_, если он наступает в жизни человека, происходит в детстве физически здорового ребенка и может привести к дефектам эмоционально-когнитивного характера. Если внутренние конфликты вызываемые этим, поражения эмоционально-когнитивной и поведенческой сферы станут доминирующими, то в конце концов индивид разложится на множество тянущих на себя одеяло субъектов-игроков.
Если наступает момент _онтологического осознания себя неэффективным относительно способов удовлетворения базовых человеческих целей/потребностей_(также называют экзистенциальным кризисом), то первичным следствием этого есть угнетенность в эмоциональной сфере, влекущая расстройства мышления. "Я" и его отдельные мотивации, эмоции, идеи отвергаются сначала со стороны внешнего мира, а впоследствии со стороны собственных эмоций и идеаторных установок. Развивается чувство неполноценности. Регуляторы компенсируют иногда таковое диктаторами-маниями и диктаторами-сверхценными идеями, разными защитными механизмами и типами туннельного мышления/восприятия реальности. С одной стороны это ухудшает когнитивные способности, но с другой позволяет стабилизировать внутренние состояния.
Такой кризис наступает обычно ко времени полового созревания и наступления подросткового возраста. Кризис существования не следует путать с характерными для этого возраста гормональными возмущениям, хотя гормональные возмущения особо усиливают эмоциональность и неадекватность психических процессов. Подобные кризисные состояния не естественны, явно болезнетворные и имеют в основе экзогенный характер. И что если эти кризисы для индивида в существе своем нерешаемы, как нерешаема проблема свободы человека, которого приговорили к заключению или человека который оказался за бортом?
Обычно кажется, что взрослый человек не подвержен гормональным бурям в такой степени как молодой человек (допустим такое выражение с оговоркой). Кажется и то, что взрослый, в отличии от подростка будет стараться решать свои проблемы с помощью когнитивных способностей. Но, на деле, ни ребенок, ни подросток, ни взрослый оказываются не способными решить некоторые проблемы, в том числе проблему развития психических патологий экзогенного характера.
В когнитивно-эмоционально-вегетативных возможностях человека возможно переваривать только то, что находится на его обыденном уровне восприятия и понимания. Игроки в доме психики очень упрямы и консервативны. Потому что они программируются не личностью в своих интересах, а природой в интересах вида с совершено иной человеку логикой и расчетом. Если откинуть отвлеченные мечтания, то на деле люди физиологически будут стремится и будут способны не к кардинальным, а к локальным изменениям себя - улучшением отдельных качеств себя настоящего. При чем в рамках доступного им ограниченного понимания. А обыденное понимание преимущественно состоит из разного уровня синтаксических оборотов (ощущения, эмоции, идеи, мемы, фреймы, метафоры, сравнения, когнитивные теории и т. д.), то есть оно малообъективно по своей сути. Часто деятельность, которая субъективно воспринимается как улучшение, может быть настоящим ухудшением и деградацией (например, человек научился избегать тревожных ситуаций, но вместе с этим он потерял возможность социальной интеграции, а это для него конкретно фатально).
Но, даже для кое-какого понимания нужны усилия и энергия. Если индивид находится под постоянным невротическим напряжением изнутри и давлением внешних обстоятельств, то откуда может взяться мотивация для активных действий?
Мышление может оказаться неспособным (как естественно и происходит) к эффективному переустройству себя/здания, особенно под давлением дезорганизиующих и уязвляющих его обстоятельств. По-большей мере мышление станет развивать далее уже устоявшиеся идеаторно-эмоциональные установки, те же страхи и психологически защиты. Будут поддерживаться уже приобретенные привычки, вкусы, склонности которые не принесли полезности в прошлом. И опять таки, на фоне фундаментальной онтологической неудовлетворенности это приведет к внутренним конфликтам и поражениям как содержательной части психики так и ее аппарата.
Работа над собой
Основательные изменения параметров индивида (рефлекса, эмоциональности, мышления, интеллекта) _со стороны и усилий сознания_ могут быть произведены только как результат множества локальных количественных изменений, которые только в длительном итоге могут привести к какому-либо качественному переходу на иной уровень. Это закон и для развития качеств и для их деградации.
Второй закон - это то, что _любая_ деятельность основана на физиологической мотивации. А, значит, усиливать или ослаблять таковую нужно соответственно путем увеличения или лишения источника мотивации. Чтобы брать в узду невроз и продукты его деятельности нужно работать именно на уровне мотивации, противопоставляя невротическим мотивациям-эмоциям-идеям страха другого плана эмоции-идеи (и адекватное критическое мышление) подкрепленные, например, как бы это грубо не звучало, той же мотивацией доминирования или сексуального удовлетворения. На всякого диктатора нужно найти сдерживающий фактор, позволяющий с помощью одного сдерживать другого. К своей психике нужно подойти с принципом разделяй и властвуй (как и ко всякому подвластному объекту).
Если сознание желает вести борьбу со своими диктаторами, то необходимо это делать постепенно (но упорно), последовательно (но без скрупулезности) и часто непрямо (обходительно). Например, в обход невроза, нужно развивать эмоциональность, мышление, интеллект на любой отвлеченной деятельности, не допускающей сильного возбуждения невротических структур, позволяя эмоциям и мыслям полноценно функционировать и развиваться. Если позволяют обстоятельства то такую подпольную работу доводить до систематического уровня. Самое лучшее для этого - ограниченное, но регулярное _человечное_ общение, в темпе, позволяющим адекватно рефлексировать и не переживать значительного внутреннего дискомфорта (не впадая в невротическое возбуждение). Полезны и необходимы любые увлечения, позволяющие и даже вынуждающие активно производить внутренний текст и впечатления, особенно если это творческое ремесло и особенно если оно требует значительных технических умений. Нужно также разграничить классы решаемых и нерешаемых ни в каком виде проблем и постараться уделить внимание первым. Интеллектуальные способности и технические умения необходимо развивать как и общие, так и в разных сферах, чтобы не стать упорствующим снобом. Нужно планировать благоприятную среду и обстоятельства для развиваемых качеств и неблагоприятную для тех, которые вы стремитесь ослабить и довести до деградации. Если чувствуете, что какое-то тяжело дело вам по плечу и чувствуете себя способным на подвиг - беритесь за дело.
Если экзогенные и эндогенные факторы в совокупности не оставляют для индивида никакого шанса на разрешения онтологического/экзистенциального кризиса, то задача сознания должна свестись к тому, чтобы не допустить дальнейший разлад когнитивных и эмоциональных способностей. Это значит не стараться оставить все как есть, а активно стремится развивать те способности, которые есть и подтягивать те, которые плохо развиты.
Как писал Фукидид слабый терпит то, что должен, а сильный делает то, что может.
Отредактировано niccolomachiavelli (15-11-2017 15:47:05)