Вверх страницы
Вниз страницы

Форум о социофобии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о социофобии » Отвлеченные разговоры » Макар Девушкин. Портрет социофоба


Макар Девушкин. Портрет социофоба

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

попался под руку Достоевский, "Бедные люди", его первое произведение

поразила актуальность для этого форума главного персонажа, в своё время тенденциозно истолкованного Белинским (гуманизм, сочувствие к маленькому человеку)

между тем, если прочитать повесть непредвзято, как исследование психологии (будущая достоевщина здесь уже зародилась, а либеральная критика оказалась к этому не готова, все искала обличение режима)), то Макара Девушкина сегодня без колебаний назвали бы социофобом

судите сами

это бедный чиновник, без всяких карьерных перспектив, всю жизнь занятый самым низким и высмеиваемым видом офисной работы - переписыванием бумаг (как Башмачкин в Шинели) - живой ксерокс

о большем он даже не помышляет, ведь для большего нужно поднять голову от стола и начать общаться с людьми, а вот это для него и невозможно

Девушкин страдает сильнейшим комплексом неполноценности, больше всего он боится того, что о нем скажут или подумают другие, а подумать они могут только плохое  - поэтому нужно затаиться и стать незаметным (прячешься, скрываешься - пишет он - боишься нос показать)

он пишет своей виртуальной подруге (о ней ниже) - не бедность меня угнетает, не житейские заботы, а все эти взгляды, шуточки, пересуды... что люди-то скажут? враги, злые языки?

легко догадаться, что враги для него все) он всех боится и всех подозревает: соседей, сослуживцев, прохожих... он в принципе не в состоянии на равных общаться с людьми, он жертва, и в то же время ничтожество

страх перед людьм и перед действительностью компенсируется у него сильнейшим воображением и болезненной чувствительностью

в себе он человек нежный и деликатный, у него есть мякотка, что, собственно, отражёно в его фамилии - вместе с его страхом перед реальностью это создаёт характерный для социофобии изломанный типаж- готовый для бегства в виртуальную действительность

и - вот самый поразительный момент - она у Девушкина появляется) Бедные люди - это роман в письмах) роман по переписке... одиночество в сети, так сказать

Девушкин случайно узнает о своей соседке, бедной девушке Вареньке и начинает писать ей письма) что характерно, лично встречаться он не хочет, хотя она и предлагает ему... для него она виртуальная собеседница, которой он изливает все свои чувства, фантазии, страхи, которые взрывоопасно копятся в нем, и от которых Варенька в конце концов уже изнемогает

он говорит, что хотел бы писать ей каждый час, каждую минуту!  она единственный контейнер для его излияний, вроде и человек, и девушка, и при этом нереальная! так что не надо вступать в мучительное всамделишное взаимодействие... она просит его успокоиться, но как мы знаем по этому форуму - только бан или игнор)))

естественно, она выходит замуж, уезжает, и Девушкин остаётся один, приниженный, больной и мучимый воображением человек... каждый здесь, кто переживал такие разрывы, знает, что такой человек переживает их как настоящую катастрофу - это был единственный, чудом возникший  просвет в его полной страха и одиночества жизни

2

Мистер Икс написал(а):

поразила актуальность для этого форума главного персонажа

А что ты скажешь насчет героя "Записок из подполья"? Одно название говорит о социофобии.
Там герой, кстати, осуществил мечту фоба, не ходит на службу...

3

Мява написал(а):

А что ты скажешь насчет героя "Записок из подполья"? Одно название говорит о социофобии.
Там герой, кстати, осуществил мечту фоба, не ходит на службу...

ой да, я даже хотел продолжить... в Записках все ещё тоньше, а между ними ещё есть Двойник, недооцененная вещь, в которую Белинский уже ваще не въехал и начал поносить Михалыча...))

в Двойнике тот же униженный и в то же время жаждущий признания чиновник, который так же страшится чужих глаз, так же чувствует, что его презирают и высмеивают, решает броситься к людям - жениться и вообще... социализироваться)) - и, не выдерживая напряжения, внутренне  раздваивается - нереализованные грезы о социальном успехе превращаются в двойника, который вытесняет самого Голядкина (этимология - голядка, бедняк, слабак), и к достижениям которого Голядкин мучительно ревнует

т.е. полное одиночество и приниженность плюс жар подавленных амбиций порождают фантом, раскол сознания и все закономерно заканчивается психушкой

почти гениальная вещь, ничего подобного тогда не было... ну а Записки это вообще мегашедевр

то есть... ПыСы... ничего не было - нет, конечно Двойник это реплика на Записки сумасшедшего Гоголя, даже по части сюжета, как и Бедные люди реплика на Шинель - Девушкин даже читает Шинель и негодует, что его тайну  раскрыли)) типа, нигде не спрятаться)) - но и там, и там Достоевский психологизирует Гоголя. там где был объективированный Башмачкин со стороны, Михалыч находит внутреннее, душу, мучения, боль и т.п.

Отредактировано Мистер Икс (23-08-2017 20:54:57)

4

Мява написал(а):

А что ты скажешь насчет героя "Записок из подполья"?

это все тот же персонаж, социофобный чиновник (пропускаю ещё несколько, до Записок, ибо лень - в них Д. как бы исследует разные варианты разития события для такого человека: в рассказе Ползунков такой приниженно-амбициозный чиновник становится шутом (как недавно советовал Nightwalker) и демонстрирует характерную комбинацию юродства, самоуничтожения, злости, презрения к окружающим, страха перед ними и страдающего сердца, в рассказе Слабое сердце он сходит с ума, когда вдруг ему резко подваливает счастье - замечают на работе и чудом появляется невеста - Д. как бы показывает, что у такого человека есть некая зона комфорта и катастрофично нарушать её не только в сторону ухудшения, но и в сторону улучшения и т.п.)

в Записках этому чиновнику уже сорокет, он всегда мучился на службе, но - ещё один вариант, который подкидыаает Михалыч - получает наследство

наследство маленькое, его едва хватает на самую скромную жизнь, но кто бы из нас не поступил так же как Подпольный человек - не вышел бы в отставку)) несостоявшийся (пока)  жених "Оленниковой" Фомин сейчас живёт, не работая, на "гробовые" 80 тысяч, оставшиеся после смерти матери (он, естественно, не потратил ни копейки на её похороны), пытаясь растягивать по сто рублей в день - но! - в отличие от Фомина и "Оленниковой", лишенных критики к своему состоянию и не понимающих как их воспринимают люди, наш Подпольный человек не таков! он классический фоб, заедающий себя рефлексией

это его главная особенность - он не может совпасть сам с собой)) он ведёт бесконечный внутренний диалог, но не с собой же, а с предполагаемыми оппонентами... он не может оставить чужой осуждающий голос вне себя, этот голос постоянно разъедает его покой, вынуждает бесконечно доказывать свою правоту, но и доказать, договориться с собой он тоже, естественно, не может... эта самораздвоенность порождает чувство вины, требующей бесконечного мучительного самооправдывания, предвосхищения чужой точки зрения заранее и попытки парировать её, и затем снова и снова...

такой человек не просто думает или говорит, а говорит то, что якобы думают о нем другие, чтобы другие этого не думали))) при этом, прекрасно зная свои слабые и болезненные места, он именно их выставляет наружу и на себя самого направляет энергию саморазрушения... это кривое самосознание порождает характерное юродство и кривляние даже в одиночестве (то самое шутовство, ибо избавиться от взгляда других он не сможет даже на обратной стороне Луны)

так же как и Девушкин, Подпольный человек, который сам себя называет больным и злым, в сущности своей мягкий и нежный человек - дайте ему куколку или чаю с сахарцем, и он заплачет от неожиданной ласки, он так хочет покоя и любви.... но при этом он, конечно, действительно невыносим, потому как не может перестать внутренне и внешне кривляться и корчиться перед другими, будь они реальные или только воображаемые

5

Способность к бесконечному внутреннему диалогу - это огромное счастье. Хотя эта особенность и гарантирует взаимонепонимание с окружающими, у которых такой способности нет. Устройство мозга героя "Записок" таково, что для него вести воображаемые диалоги и создавать воображаемые миры - как дышать. В диалогах он не всегда себя гнобит, и выдумывает не только глупости про озеро Комо. Если Девушкин просто несчастный человек, то герой "Записок" и несчастен, и в то же время ощущает сумасшедшее наслаждение от этого своего второго мира (точнее, для него - первого), воображаемого, которого другие люди лишены. Неприятности могут его расстроить, но фоном для него идет счастье быть собой и сидеть в подполье, где ничто его не отвлекает от воображаемых диалогов. За это я люблю "Записки из подполья".

Отредактировано Мява (25-08-2017 12:07:38)

6

я согласен, просто надоело уже простыни писать) важно иметь в виду, что Достоевский пишет не сатиру, а - в этом все сходятся - отчасти и свой портрет

для него Подпольный человек безусловно интересней и выше (хехе, каламбур) обычных людей, которые ходят по земле) у которых есть, так сказать, твердая почва под ногами) потому что сама эта способность не совпадать с собой - это же и есть структура самосознания, а не просто свойство какого-то маргинала - быть вне себя, видеть себя стороны, быть не там где ты есть, быть беспочвенным изгнанником из реальности, но в силу этого способным создавать реальность иную

люди, совпадающие с собой, невыносимы в ещё большей степени, чем такие подпольщики) они как бы ещё и не вполне люди - а тут да, из этого раскола вырастает воображение, критика, мысль, иные миры - чтобы стать Достоевским, непременно нужно иметь в себе такое подполье

тут парадокс - чтобы стать человеком, надо дезертировать из биологии, выпасть из реальности, потерять лицо и т.п. - это может привести к краху, но может и стать началом преображения

7

Это конечно так, человек без рефлексии и не человек вовсе, только плохо когда способность к рефлексии превращается в такую болезненную, больную и угнетающую вещь как постоянное самоосуждение, неприятие и сравнение с себя с недосягаемым идеалом. Действительно идеальным бы было, даже более ценным чем какая бы то ни было гениальность , все таки полное совпадение с собой при полном осознании себя(т.е. рефлексии). Типа я осознаю свои и сильные и слабые стороны, но не заражён амбициями, не казню себя за недостатки и не спасаюсь бегством от мира, от себя , от людей.

8

В копилочку Чеховский короткий рассказик "Размазня".
"Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»"

9

keramogranit написал(а):

В копилочку Чеховский короткий рассказик "Размазня".
"Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»"

Да, это про нас. Хоть в подпись ставь, хоть наизусть заучивай, как стихи...
(И отсутствие провозглашенного равноправия женщин не отменяло необходимости зубастости. Что ж говорить про наше время... Якобы общество одобряет беспомощных женщин, да щас. Их одобряют только те и тогда, кто использует их беспомощность. В остальных случаях или относятся с брезгливой жалостью, или возмущаются этой идиоткой и пытаются перевоспитать, как чеховский персонаж).

Отредактировано Мява (26-09-2017 21:04:25)


Вы здесь » Форум о социофобии » Отвлеченные разговоры » Макар Девушкин. Портрет социофоба


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно