Шкала злобы по Навако
Эта шкала была разработана д-ром Раймондом Навако, участником программы по социальной экологии в Калифорнийском университете. Часть шкалы представлена с его разрешения. Полная шкала состоит из 80 пунктов.
Измерение КР. Прочитайте список заведомо конфликтных ситуаций, описанных ниже; по-
сле каждого вопроса оцените уровень гнева в нем, используя 5-балльную систему от 0 до 4.
0 — слабое раздражение,
1 — чуть более сильное раздражение,
2 — расстройство,
3 — достаточное озлобление,
4 — сильная злоба.
Оцените, как показано в примере.
Вы ведете машину, чтобы встретить друга в аэропорту, и вынуждены ждать, пока пройдет
длинный товарный поезд.
Ответ — 2.
Человек, ответивший на этот вопрос, будет чувствовать расстройство, но оно пройдет вме-
сте с поездом. Как только (145:) вы опишете свои реакции на каждую предложенную ситуа-
цию, постарайтесь еще раз более точно сделать то же самое, ведь очень многие детали упу-
щены: какой у вас был день, кто конкретно участвовал в этой ситуации.
Поехали:
1. Вы рассматриваете только что приобретенное оборудование, включаете и обнаруживаете, что оно не работает.______
2. Предприятие бытового обслуживания предоставило очень высокий счет.______
3. Вам сделали замечание в то время, как действия других остались незамеченными.______
4. Ваша машина застряла в снегу или грязи.______
5. Вы к кому-то обращаетесь, а он не отвечает.______
6. Кто-то претендует на большее, чем, как вы думаете, он заслуживает._______
7. Вы стараетесь в кафе донести свой кофе, а кто-то сталкивается с вами._______
8. Вы повесили одежду на тремпель, а кто-то уронил ее и пытается неуклюже поднять.______
9. Вас преследует своими советами продавец с того момента, как только зашли в магазин._______
10. Вы договорились о совместном походе с человеком, который в последний момент покидает вас, оставляя в одиночестве._____
11. Над вами подшучивают, насмехаются._______
12. Ваша машина заглохла на светофоре, и водитель из стоящей за вами машины не отпускает клаксон._______
13. Вы случайно неловко разворачиваетесь на стоянке и, выглянув из машины, слышите: «Где ты учился водить?»____
14. Кто-то сделал ошибку и свалил это на вас._______
15. Вы стараетесь сосредоточиться, а рядом сидящий человек постоянно болтает ногами._______
16. Вы одолжили кому-то важную вещь, а он не вернул._______
17. У вас весь день все шло вверх ногами, а кто-то говорит, что вы не сделали то, о чем договорились заранее._______
18. Вы стараетесь обсудить с другом что-то важное, а он не дает вам излить свои чувства._______
19. Вы столкнулись в споре с очень некомпетентным человеком._______
20. Кто-то постоянно вмешивается в не касающийся его спор._______
21. Вы очень торопитесь, а впереди идущая машина ползет со скоростью 20 км/час, не давая себя обогнать._______
22. Вы наступили на липкую жвачку._______
23. Вас обсудили с ног до головы старушки у подъезда._______
24. Торопясь куда-то, вы порвали брюки об острый предмет._______
25. Таксофон съедает последний жетон._______
Теперь, пройдя всю «шкалу злости», можно подсчитать свой КР, то есть, не пропуская ни одного вопроса, нужно сложить все баллы.
Самый низкий из возможных результатов — 0, только в том случае, когда каждая ситуация (147:) оценена в «0». Это означает, что тестирующийся или лгун, или все это ему абсолютно не нужно. Максимально возможная сумма — «100», то есть каждый пункт оценен в «4» балла, и тестирующийся постоянно находится на грани закипания.
Краткая характеристика каждого результата:
0—45. Вы почти совсем лишены чувства злобы. Мало кто также оценивает ситуации, вы один из избранных.
46—55. Вы гораздо миролюбивее большинства людей.
56—75. Вашу реакцию на раздражения можно охарактеризовать как среднюю.
76—85. Вы зло реагируете на неприятности, вы обычно более раздражены, чем средний человек.
86—100. Вы Отелло, напичканный частыми, медленно проходящими вспышками гнева. У вас репутация поджигателя и горячей головы среди знакомых. Вы часто страдаете головными болями и повышенным кровяным давлением. Ваша неконтролируемая злоба часто приводит к неприятностям. Немногие люди реагируют на происходящее настолько интенсивно.
Теперь, зная КР, можно приступить к дальнейшей терапии. В ней выделяются два обычных пути борьбы со злостью:
1. замкнуть злость в себе,
2. вылить ее наружу.
Первое решение — почувствовать себя больным. Человек накапливает постоянно агрессию. Это выводит его из строя, и наступает депрессия. Ранние психоаналитики, такие как Фрейд, считали, что накопление злости является причиной депрессии. Но, к сожалению, не существует пока очевидных тому доказательств.
Второе решение — почувствовать себя здоровым. Человек дает волю злобе и по мере того, как вентилирует свои чувства, начинает ощущать себя лучше. Но здесь проблема в том, что это часто не срабатывает. Если человек постоянно выпускает наружу свою злость, то вскоре его начинают считать ненормальным. И сам он не может представить себя в обществе не-озлобленным.
Когнитивная терапия включает оба варианта в комплексе, но есть и третья возможность: перестать генерировать злость вообще, и тогда исчезнет дилемма, держать ли ее в себе или выпустить наружу.
Эта глава содержит аргументы за и против чувства гнева при различных ситуациях, так что можно решить, когда агрессия за и когда против личных интересов. Сформулировав для себя эти вопросы, можно выработать контроль над своими чувствами. Постепенно станет ясно, что каждый напичкан раздражением и негодованием, которые портят жизнь без видимой на то причины.
Отредактировано ганс (30-01-2016 17:14:16)