Современные методы нейрофизиологии позволили изучить способность к сопереживанию более конструктивно и содержательно, чем это прежде проделывали философы с помощью умозрительной логики. Мало того, что нейрофизиологи наглядно показали, как и в каких отделах мозга возникает сострадание, но и выяснили, что совесть – необходимый атрибут сострадания.
Три года назад ученые обнаружили, что сочувствие – это не образное выражение, а вполне буквальное. Оно обусловлено способностью человека реально переживать воображаемые ситуации и ощущения, например те, которые описывает ему собеседник. Несмотря на «воображаемость» ситуации, в мозге слушателя возникает вполне реальное возбуждение тех самых нейронов, которые возбудились бы, случись подобное с ним самим. В центрах отвращения возникает возбуждение в ответ на рассказ о неприятных переживаниях товарища, в центрах тактильных ощущений – в ответ на информацию о тактильных ощущениях, то же и с центрами боли. Так что на языке нейрофизиологии сочувствие – это адекватное возбуждение нейронов в ответ на воображаемый сигнал.
Таня Сингер (Tania Singer) из Лондонского университетского колледжа и ее коллеги для исследования этих тонких материй воспользовались методом магнитно-резонансной томографии (МРТ). В отличие от обычной электроэнцефалографии, которая регистрирует реакцию относительно больших участков мозга, эта передовая методика позволяет отслеживать возбуждение групп нейронов и даже отдельных нейронов. МРТ фиксирует «портрет» мозга непосредственно в момент ответа на сигнал извне. Лондонских нейрофизиологов интересовал процесс появления в мозге реакции сопереживания боли, а также появляется ли реакция сопереживания к людям с социальным и асоциальным поведением. Критерием социальности считали в эксперименте способность к кооперации, корпоративную честность. В действительности за сложными и скрупулезно точными формулировками ученых стоит простой человеческий вопрос: может ли человек, зарекомендовавший себя как эгоист и мошенник, рассчитывать на простое человеческое сочувствие?
На первом этапе эксперимента у 32 испытуемых – половина из них мужчины, половина женщины – формировались представления о честности двух «подсадных уток» (специально нанятых актеров). Каждый испытуемый играл с двумя актерами в корпоративную экономическую игру, в которой один актер играл честно, так что очки или деньги зарабатывал не только он сам, но и его партнер, а другой обманывал партнеров, чтобы самолично обогащаться. В результате после игры испытуемый считал одного актера добрым малым, а второго – отпетым эгоистом-мошенником.
На втором этапе испытуемым показывали косвенными сигналами, что честный и нечестный игроки переживают боль. Во время демонстрации сигналов у испытуемых снимали томограмму мозга. Что же выяснилось? Честному игроку сочувствовали все: и мужчины, и женщины. Иначе говоря, в ответ на косвенный сигнал о переживании боли честным игроком в центрах боли у испытуемых фиксировалось специфическое болевое возбуждение.
А как же мошенники? Почти все испытуемые женщины сопереживали нечестным игрокам так же, как и честным. А вот мужчины – нет. Сигнал о переживании боли нечестным игроком не вызывал у них никакого сочувствия! Мало того: вместо болевых центров у большинства мужчин-испытуемых возбуждался особый центр «награды». Зная, что игрок-мошенник испытывает боль, мужчины в большинстве испытывали буквально злорадство, или законное чувство мести и справедливости. У женщин злорадство фиксировалось редко.
В этих экспериментах наше интуитивное представление о милосердии женщин и о мстительности мужчин получило четкое подтверждение. Кроме того, стало очевидно, почему издревле роли судей и карателей брали на себя мужчины: ведь законодательство – это свод правил общественного поведения, нарушители не вызывают у судей-мужчин никакого сочувствия, а приведение приговора в исполнение возбуждает у них центры удовольствия. Женщина же в таком деле может проявить несанкционированное сострадание.
Социофобия и эмпатия.
Сообщений 31 страница 38 из 38
Поделиться3123-02-2015 01:59:26
Поделиться3223-02-2015 11:40:52
Но для этого нужны ещё дополнительные условия, мне кажется
Для человека, проявляющего эмпатию по отношению к другому, не нужны ни какие условия. Ему не важно, богатый тот или бедный, успешный или нет. Когда соприкасаются души, все эти условности исчезают как дым.
Поделиться3323-02-2015 17:53:12
Когда соприкасаются души, все эти условности исчезают как дым.
Конечно же, но ведь соприкасаются не всегда. Больных, в том числе в социальном плане, страдающих депрессией и неудовлетворённых своим существованием людей, да даже и просто интровертов не надо торопиться обвинять в недостаточной эмпатии, когда они не спешат разделять любые чужие радости с каждым встречным. Это уже эгоизм со стороны счастливых и активных. Всё равно я так считаю, и это логично. Только если вы и правда близки по духу и тебе кто-то нравится, вот тогда и будет по-другому многое.
Поделиться3423-02-2015 18:02:41
не надо торопиться обвинять в недостаточной эмпатии
Да вроде бы никто никого и не обвиняет в этом. Наверное, хорошо, когда у человека эмпатия есть, что поделаешь, когда ее нет...
Поделиться3523-02-2015 18:06:13
Да вроде бы никто никого и не обвиняет в этом. Наверное, хорошо, когда у человека эмпатия есть, что поделаешь, когда ее нет...
Но у меня есть. =)
Поделиться3623-02-2015 18:11:54
Но у меня есть. =)
Я знаю)
Поделиться3723-02-2015 18:14:12
Наверное, хорошо, когда у человека эмпатия есть, что поделаешь, когда ее нет...
Кому хорошо?
Поделиться3823-02-2015 18:16:18
Кому хорошо?
мне)