Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект.
(Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально)
Почему тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в мириады культов? Чем объяснить тотальный контроль над жизнью своих последователей, которым обладают псевдорелигиозные организации? Каким образом они добиваются полной покорности и преданности своих членов? Почему их адепты порой готовы отдать жизнь во имя торжества «истинного» учения?
Тоталитарные секты вербуют своих членов очень эффективно. Но вопреки распространенным мифам, массовый гипноз, «промывание мозгов» и применение физической силы здесь не при чем. После громких скандалов и судебных разбирательств, многие крайности, свойственные прежним методикам «обращения», уже почти не используются. Гораздо чаще приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и добротной рекламой.
Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. Этим торгуют все культы.
В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Тинейджеры, несчастливые супружеские пары, матери-одиночки, пожилые люди и работники крупных корпораций —– сегодня все жалуются на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы повидаться с ними или просто позвонить им. Живущие под одной крышей супруги, каждый из которых занят своими делами, могут не общаться неделями. Клубы и дискотеки для молодежи выполняют ту же функцию, что и продовольственные рынки для разведенных женщин, утративших последнюю надежду.
Потребность в общности — это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями. Таким же образом, как человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами.
Это понимают во многих коммерческих компаниях, службы персонала которых прилагают усилия для культивирования «корпоративного духа». Однако результаты исследований показывают, что у работников большинства фирм остается весьма негативное впечатление от исполняемой ими «миссии». Чувство общности обычно отсутствует, поэтому термины «преданность компании», «лояльность фирме» и «корпоративная солидарность» имеют для большинства людей тошнотворное звучание. Психологический климат в компаниях остается изменчивым и эмоционально неудовлетворительным. Даже если в фирмах и стремятся придать трудовой деятельности неформальный характер — пикники по выходным, праздничные вечеринки в офисе — отношения на работе в основном остаются не более чем поверхностными.
Сегодня чувство общности — это дефицит. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются от наркотиков и даже от секса.
Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Культы налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину, а некоторые заходят так далеко, что достигают нужного уровня послушания через побои, принудительный труд или заточение.
Американский психиатр Г. Сухдео пишет: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь». Культ же регламентирует все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда заниматься сексом, когда сеять, когда собирать урожай.
Последний жизненно важный продукт, который продают религиозные культы и тоталитарные секты — это «значимость», осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны». Имеет место жесткое разделение на «Мы» и «Они». Причем для деструктивных культов «Мы» — это всегда «настоящие люди» во всех смыслах, тогда как «они» — не совсем люди (полулюди, недочеловеки, «заблудшие», «слуги дьявола» и т.п.)
В связи с этим всем деструктивным культам присуща политика «двойных стандартов». Любовь, сердечность и искренность уместны только по отношению к «своим». Что же касается «чужих», то во имя праведной и справедливой цели допускается ложь, обман, и даже физическое насилие по отношению к противникам. «Во имя дела Бога надлежит скрывать правду от Божьих врагов». Это — характерная особенность всех деструктивных учений. Она присуща и мунистам, и мормонам, и Свидетелям Иеговы, и кришнаитам, и «Белому братству», и саентологам, и сатанистам, и сотням менее известных культов.
Четко разграничивается информация для «внешнего» и для «внутреннего» пользования. Например, содержание книг и журналов для «посвященных» (тех, кто уже доказал свою надежность и входит в т.н. «внутренний круг») очень отличается от литературы для новичков и представителей «внешнего» мира. В последней обычно публикуются пропагандистские материалы. А литература для опытных членов секты — это, в первую очередь, справочники и пособия по методам вхождения в контакт, инструкции по вербовке, разговорники, в которых собраны ключевые слова и фразы, и т.п. Например, Вы можете сравнить содержание журналов «Сторожевая башня» (для всех) и «Наше царственное служение» (для «своих»), которые можно найти в библиотеках. Они издаются «Церковью Свидетелей Иеговы».
Все новички, как правило, проходят через специализированные центры обучения, где их учат методам установления контакта и способам вербовки новых членов. Культовое учение вколачивается неофиту во время круглосуточных занятий, оно проповедуется непрерывно, пока он или она не начинают использовать его терминологию, словарь и метафорический язык в процессе собственного существования. «Смысл жизни», который пропагандируется вероучением, может быть полностью абсурдным для постороннего наблюдателя, но это не имеет значения.
Содержание культового послания почти не существенно. Его сила состоит в обеспечении целостности, синтеза, в предложении альтернативы существующему положению вещей. Как только данная структура принята рекрутом секты, это помогает ему организовать большинство хаотической информации, которая бомбардирует его извне. Сразу ослабевает постоянный стресс от информационной перегрузки и путаницы, которые имеют место быть в современной жизни. Структура обеспечивает не правду, как таковую, а порядок, и, таким образом, смысл существования.
Давая членам секты ощущение, что реальность обладает определенным смыслом и что они должны донести это чувство другим людям, культ предлагает жизненную цель и последовательность в нашем непоследовательном мире. К сожалению, очень часто смысл жизни адептов учения сводиться к многочасовому попрошайничеству на улицах и охоте за новыми членами секты.
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:
1.
Технология "Step by step" — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги».
2.
Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3.
Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
4.
Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5.
Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями.
Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления»
«Бомбардировка любовью» обычно проводится в наилучших психологических условиях — вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.
Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Вербовщики, миссионеры, проповедники, руководители общин высказывают мнения, иногда противоречивые, по каждому конкретному случаю. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.
Все секты и тоталитарные культы систематически избавляются под разными предлогами от сочувствующих, но не обладающих нужными качествами лиц. Это — один из самых главных секретов, о котором очень не любят говорить представители данных организаций. И одно из главных отличий деструктивных культов от традиционных религий — последние обычно открыты для всех желающих..
Казалось бы, руководители и лидеры культов не должны отказывать в приеме никому. На самом деле вербовщики, как работающие на улицах, так и ходящие по домам, должны направлять в центры только «позитивных» — подходящих, специально отобранных лиц.
Из воспоминаний бывшего члена «Церкви Единения»: «Мы охотились за «идеальным новопосвященным». Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии. Но мы подходили и к другим людям, к примеру, к богатым посетителям в холлах роскошных гостиниц, к деловым людям».
Рассказ бывшего саентолога: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них — больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего, следовало набрать энергичных людей».
Каждому культу нужны рядовые солдаты, готовые к самопожертвованию ради пророка, но победы немыслимы без привлечения в свои ряды генералов, уже занимающих нужные посты в цитадели, которую нужно покорить. Если на улицах миссионеры устанавливают контакт по большей части с «позитивными» по их мнению молодыми людьми, то метод «стучись в каждую дверь» нацелен на обращение в свою веру представителей благополучных и привилегированных слоев общества: высокооплачиваемых специалистов, бизнесменов, адвокатов, журналистов, политических деятелей.
Обычно представители социальной элиты официально не входят в состав «семьи». Гораздо чаще они возглавляют дочерние организации и предпочитают не афишировать свои связи, особенно финансовые, с представителями того или иного культа. Организации-ширмы имеют чаще всего нейтральные названия («Общество борьбы за мир», «Международный общественный фонд», «Ассоциация за прогресс» и т.п.) и выполняют ряд функций. Во-первых, прикрывающие организации маскируют религиозное или экстремистское содержание культа, чтобы преждевременно не отпугивать потенциальных членов. Во-вторых, они служат инструментом влияния на общественное мнение и лоббируют во властных структурах интересы своих настоящих руководителей.
На сегодняшний день в странах СНГ действуют более 150 фондов, объединений, ассоциаций, которые фактически являются филиалами различных организаций религиозно-мистического толка. Много таких филиалов у «Церкви Саентологии», у «Церкви Единения», «Церкви Христа», «Детей Бога», «Общества Трансцедентальной медитации». Последнее даже имеет в ряде стран собственную политическую партию — «Партию естественного закона».
Эти и другие культы на самом деле являются транснациональными бизнес-корпорациями с жестко контролируемой организационной структурой. Это — финансовые империи, каждой из которых принадлежат сотни предприятий, газет, журналов и которые имеют храмы или филиалы в большинстве крупных городов мира.
***
Рассмотренные в данном обзоре принципы и методы универсальны. Они используются не только религиозно-мистическими культами тоталитарного толка, но и всеми организациями закрытого типа, культивирующими жесткое разделение на «Мы» и «Они».
Спецслужбы, террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, финансово-политические кланы... Как и деструктивные культы, эти объединения предлагают чувство общности, структурированность и значимость по чрезвычайно высокой цене: очень часто нужно безоговорочно отказаться от себя.
Безусловно, для большинства людей это не есть единственной альтернативой бесцельности и бессмысленности существования. Как правило, членами таких группировок становятся люди определенного психологического склада, имеющие сознательное или подсознательное стремление к такого рода «спасению». Но об этом — в следующий раз.
Источники, использованные при написании очерка:
1. Jean Ritchi, The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.
2. Jean-Francois Boyer, L'EMPIRE MOON. La Decouverte, 1986.
3. Philip Zimbardo, Michael Leippe, THE PSYCHOLOGY OF ATTITUDE CHANGE AND SOCIAL INFLUENCE. McGraw Hill,1991.
4. А. Дворкин. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. Изд. Московской патриархии, 1998.