ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ МЫСЛИ
1. Это "обязательно" со мной случится. (не факт)
2. Это "обязательно" заметят другие. (не факт)
3. Я думаю, что другие найдут это "негативным". (это ещё надо проверить)
4. Я думаю, что другие составят негативное мнение о моей "личности" или посчитают меня ниже их уровня. (у каждого есть свои плюсы и минусы, все допускают ошибки)
5. Я думаю, что это ужасно, когда другие думают о моей личности плохо или считают меня ниже их уровня. (надо как-то разучиться так думать, и это самое сложное и непонятное)
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Высказываться на диктофон или видеокамеру и прослушивать, просматривать себя. Записывать некоторые свои диалоги на диктофон. Обращать внимание на невербальное поведение других людей, наблюдая со стороны.
Контакт глазами.
Смотрите на другого человека, когда вы начинаете говорить и время от времени, когда продолжаете ваше повествование. Когда вы слушаете, ещё больше уделяйте внимания другому человеку, но не пяльтесь на него.
НАЧАЛО РАЗГОВОРА С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Бывают открытые и закрытые вопросы. Закрытый вопрос предполагает односложный ответ: "да", "нет", "не знаю". Нужно чаще стремиться к открытым вопросам: Когда? Что? Где? Как? Кто? Сколько? Почему? Какой?
Ну или так.
- Сегодня приятная погода.
- У вас найдется немного времени?
- Позвольте закурить.
- Что вас сюда привело?
- Вы долго добирались?
- Здесь слишком людно.
- Вы кого-нибудь здесь знаете?
- Как вы думаете, музыканты сегодня хорошо сыграли?
- Что это такое интересное у вас в руках?
- Где вы учились?
- Как часто вы сюда приходите?
- Сколько времени у вас ушло на дорогу сюда?
Задавайте вопросы, на которые человеку было бы интересно отвечать. Не только те, на которые вам интересно получить ответ, а те, которые заставят собеседника отвечать с удовольствием.
ПОДДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ И УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
- Что ты думаешь...
- Какие у тебя...
- Чем ты занимаешься...
Ваша заинтересованность должна быть заметна и неподдельна. Уточняйте то, что хотели бы знать. Делитесь и своим мнением по поводу услышанного. Под конец можно как-то обобщить, сказанное тебе.
Когда говорящий делает паузу, можно вставить пару слов, например, "серьёзно?", "это хорошо", "понятно".
И избегайте лишних комплиментов. Они иногда нужны, но каждый комплимент должен быть сказан по делу искренне. А принимать комплименты лучше словом "спасибо", но иногда можно и выразить своё собственное мнение на этот счёт, при этом только сильно не принижая себя.
ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ
Приятно было пообщаться, но:
- Мне пора...
- Меня ждут...
- Мне уже хочется спать...
- Мне уже хочется кушать...
ПРОСЬБА О ЧЕМ-ЛИБО
Просьба должна выражаться ясно и конкретно. Иногда можно без "пожалуйста". А отказ от просьбы – ясно и позитивно, указывая не более одной причины. Иногда можно не извиняться при этом.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОТКАЗ
- Сказать что-нибудь о своих чувствах.
- Выразить понимание точки зрения другого.
- По возможности, выдвинуть альтернативное предложение.
ВЫРАЖЕНИЕ КРИТИКИ
Определите ясно и конкретно, что означает ваша критика и к чему она относится.
За один раз не критикуйте более одной позиции. Не используйте слова, которые могут ослабить вашу критику: действительно, возможно, немного, лучше. Указывайте не более одной причины вашей критики. Или предложите альтернативные пути решения проблемы:
Я думаю... (по отношению к человеку)
РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ
- Сообщите собеседнику о ваших чувствах.
- Суммируйте сказанное другим человеком, чтобы быть уверенным в том, что вы правильно восприняли критику.
- Примите предлагаемый вам совет или выдвиньте своё альтернативное предложение.