1.
Жестокая, мучительная картина открылась перед моим взором: я осмелился отдернуть ширму современной морали. Во многом современность вызывает у меня противоречивые чувства, но — позвольте! — я не стал бы говорить об этом преднамеренно, если бы не отворились прежде запертые врата «золотого века», и следом не нагрянула эпоха воинствующего гуманизма, который есть не что иное как террор, — и если бы пылавшие не так давно костры инквизиции не продолжали тлеть в умах многих моих современников, а невежество и мракобесие воровато не выглядывали бы из-за каждого угла. — В том, что до сих пор называли моралью, ничуть не умалилось от изначального смысла, — ибо то, что теперь называют моралью, и прежде не считалось насилием и ложью: настолько велика и безотчетна наша вера в добродетель! Хотя настолько же она слепа и беспомощна, а впрочем — самонадеянна и безрассудна, что едва ли трудно было удержаться от сопутствующего ей во все времена соблазна — употребить ее по своему умыслу, по своему усмотрению. Мораль как раз не стала исключением: под маской добродетели, — ах, где же вы, добродетельные? — скрывается удачливый преступник, который, еще и пользуясь презумпцией своей невиновности, орудует железной палкой!
Вот к чему ведет беспечная доверчивость и даже несомненный страх оказаться битым; вот какова цена, оплаченная обществом за самосохранение, и очевидно — именно такого обращения с собой оно порой и заслуживает. Впрочем, не буду поддаваться уже известному искушению, которое и так не заставляет себя долго ждать — я же хочу лишь одного: разоблачить обманщика, и, сорвав с его лица притворную маску, взглянуть на мораль не иначе как на преступление, — на преступление против свободного, нескованного предрассудками духа. — И этим объявить всему миру о презумпции ее виновности! —
Подражание N
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться104-04-2014 18:59:08
Поделиться304-04-2014 19:21:27
Ницщеброд
Главное, судьбу Ницше не повторить, когда тебя с ложечки кормят, а сам ты пребываешь уже по ту сторону добра и зла.
Поделиться404-04-2014 19:26:39
Главное, судьбу Ницше не повторить, когда тебя с ложечки кормят, а сам ты пребываешь уже по ту сторону добра и зла.
Это уж как повезет)
Поделиться504-04-2014 19:27:46
2.
Мораль, как и всякое жертвоприношение, исповедует бойню и корриду духа; а исповедь — такое дело, которое не терпит малодушия и подсказок, а также «мнимых угрызений совести», которыми так любит возбуждать себя общество. В этом явное излишество нагрянувшего века, — ибо современное общество при случае подобно разъяренному быку: стоит заговорить о морали, как оно сразу бросается носить ее на рогах, словно красную тряпку. Зрелище грубое, жалкое по сути, отвратительное и вместе с тем — необходимое, поскольку мораль оправдывается исключительно необходимостью: закон тогда закон, когда необходим. Не этому ли учит нас древнейшее как мир — заблуждение о неком высшем порядке, о неких правах и обязанностях, о некой управляющей воли большинства? — и не на этой ли почве произрастает заблуждение новейшее, современное, но уже успевшее «крепко пустить корни», — что и мораль имеет право брать взаймы у общества по необходимости, или даже вернее — по закону? Возможно и так, но учтите, — у морали на то есть свое собственное оправдание: прежде чем стать законом, она немало вывалялась в грязи. Тысячи поколений, сменявших друг друга, кидали ей лишь объедки своего презрения; каждая собака норовила укусить ее за ногу, — оттого ли в ней теперь столько вражды, непримиримости и злобы? — оттого ли столько бешеного желания подавить любые проявления индивидуальности и свободомыслия? Впрочем, мучительное бремя ожидания — ничто в сравнении с предвкушением корриды. И в этом вся ее история: мораль однажды научилась затачивать ножи и пики, которым нет причины лежать без применения, — ибо что в ней есть необходимость, как не состояние войны?