http://schizonet.ru/forum/viewtopic.php?p=25618
М.Бурно писал(а):
Есть термин, охватывающий всех слабых людей, независимо от того, больны они в нервном отношении или здоровы. Это – дефензивность (от лат. defensio – защищать). Дефензивный человек – не авторитарный, не агрессивный, не склонный командовать, а наоборот, защищающийся, «поджимающий хвост» в той обстановке, где агрессивный «оскаливается». Такой человек непрактичен в широком смысле, нерасторопен, душевно инертен, тормозим, рассеян, неуверен в себе, тревожно-мнителен, малодушен, стеснителен, астеничен (немощен), слабоволен, несообразителен, незащищен, робок, раним, склонен к сомнениям и самообвинению, обостренному чувству вины. Дефензивный печально-тревожен, углублен в себя. Самое существо его душевных переживаний – врожденная борьба чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Эта борьба (конфликт) и сказывается конкретно вышеперечисленными душевными свойствами, проявлениями.
Ни в коем случае не следует считать, что человек авторитарный, агрессивный (тоже в широком смысле – не обязательно способный напасть на обидчика, но просто уверенный в себе, практичный, решительный и т. д.) лучше или хуже дефензивного. И тот, и другой могут быть весьма благородными, нравственными людьми, но у каждого свое поле жизни, где он может себя наиболее общественно-полезно выразить, применить. Однако авторитарность – основа практичности (в том числе практического творчества), организаторских дел, воинственности, а дефензивность – основа нравственных переживаний, копаний, рефлексии, склонности сочувствовать, открывать, благодаря сомнениям и инертной «несообразительности», свое, новое в науке и искусстве, преподавать из-за потребности себе самому все разъяснять, «разжевывать». Как может быть патологической авторитарность (агрессивность), так и дефензивный человек может быть утомительным, тревожным ипохондриком, «занудой», случается, его сверхсовестливость тиранически осложняет жизнь его близких.
В широкое понятие «дефензивность» включаются астенические, психастенические (душевно немощные) психопаты, дефензивные (психастеноподобные, астеноподобные) шизоиды, циклоиды, эпилептоиды, органические психопаты и соответствующие своим характерологическим рисунком всем этим психопатам акцентуированные (здоровые, но с яркой особенностью) личности. Включаются сюда и похожие на психопатов, невротиков пациенты с мягкими формами душевных болезней. Отмеченный центральный конфликт (для всякого дефензивного человека) чувства неполноценности и ранимого самолюбия во всех этих различных по своей природе случаях имеет особенности. Однако не станем пока углубляться в эти специальные, клинические подробности. Будем говорить широко о дефензивном человеке, которого издревле называли во всем мире меланхоликом.
Понятно, при таком широком толковании невольно возникает много неточностей Это похоже на то, как если бы мы говорили вообще о душевных особенностях женщины и выходило бы, что все женщины эмоциональны, не отличаются склонностью к глубоким философским размышлениям и т. п.: тоже неточно, но все же понятно. Однако широкий подход к дефензивному (меланхолическому) человеку имеет здесь смысл еще и потому, что книга обращена к широкой аудитории, а также к самим дефензивным людям (в надежде психотерапевтически им помочь); поэтому не стоит в отличие от специальных работ входить в дифференциальные подробности, иначе запутаемся.