Про какой эффект устройства мозга ты говоришь?
Я говорю о нескольких эффектах. О телеологии, но не как об онтологическом учении, а как о врожденном свойстве человеческой психики. Особенно наглядно это проявляется в детстве, рассуждениями типа "Х нужен для того, чтобы был Y". Солнышко светит для того, чтобы распускались листочки. Дождик идет для того, чтобы росли грибы. То есть непонимание причины и следствия, и приписывание явлению какой-то цели. Утверждение "Макаки питаются фруктами, потому что те растут в ареале их обитания", более корректно с точки зрения логики, чем "Фрукты растут на деревьях, для того, чтобы обезьянки их ели".
Я говорю о theory of mind и склонности приписывать свойства человеческого сознания простым явлениям. https://www.youtube.com/watch?v=76p64j3H1Ng Исследования Хайдера и Зиммель, например. Психика предрасположена к восприятию всяких сверхъестественных концепций, это вытекает из нашей способности к ментализации.
Это к вопросу о вероятности появления веры в Бога, так скажем, индивидуально. А если рассматривать вероятность присоединения к уже существующей религии, то подключаются и другие базовые механизмы. Такие как потребность в принадлежности к группе, отключение лобно-височной сети высшего контроля при восприятии информации от авторитета, и прочее.
Мне думается, что под неверную теорию невозможно было бы подогнать факты так, чтобы в стороне не осталось противоречащих ей фактов.
У любой ненаучной теории нет противоречащих ей фактов. Попробуй докажи, что мир не был создан позавчера Летающим Макаронным Монстром, вместе с твоей памятью о прошлом, грунтом разных эпох и свидетельствами эволюции. В том-то и дело, что все ненаучные теории не соответствуют критерию Поппера и являются принципиально неопровержимыми.