Моя рецензия.
Я с детства люблю "Звёздные войны". Когда был маленький и предки разжились видеомагнитофоном, одними из первых фильмов, которые я посмотрел на нём, были IV-ый и V-ый эпизоды. Тогда далёкая-далёкая галактика навсегда влюбила меня в себя. Мне нравятся и оригинальная трилогия, и трилогия приквелов. Они разные, но вместе создают цельную картину. Оригинальная трилогия - приключенческий космический вестерн с неповторимой атмосферой. Трилогия приквелов - более сложная, но максимально доступная для массового зрителя притча о вечном противостоянии добра и зла, гротескно отображающая жажду власти и природу человеческих желаний и поступков. Мне нравится такое сочетание. Мне нравится, что Джордж Лукас не стал копировать сам себя на рубеже тысячелетий, а сделал что-то новое в созданной им же вселенной. А вот "Дисней" и Джей Джей Абрамс решили качественно всё скопировать из оригинальной трилогии, при этом ставя фильм по современным "комиксовым" лекалам. И у них всё получилось. С маркетинговой точки зрения - это абсолютно выверенный продукт, поддерживаемый мощнейшим пиаром, который заработает миллиард или два в мировом прокате. Однако с художественной точки зрения новый эпизод вызывает глубочайшее разочарование.
По сути, "Пробуждение силы" - это переснятая "Новая надежда", а также немного "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая". Что, в общем-то, неплохо. Многие этого и ждали. Но, к сожалению, сценарий и его визуализация режиссером Абрамсом вызывают не ностальгические слёзы радости, а желание закрывать лицо руками в приступах негодования на протяжении двух с лишним часов пока идёт картина. Приключения в далёкой-далёкой галактике никогда никакого отношения к фантастике не имели. Космические корабли, бластеры и внеземные технологии - всего лишь антураж. "Звёздные войны" - всегда были космическим фэнтези, где волшебники сражаются с пришельцами. Такими они остаются и в новом фильме. Также в них всегда чётко прослеживалась мотивация поступков героев в соответствии с внутренней логикой и философией вселенной. В седьмом эпизоде этого нет. Зато в нём есть, чуть ли не по кадровое копирование из предыдущих эпизодов, повсеместные отсылки к классике и вычурный фансервис для фанатов. Такое хорошо, когда есть сам фильм и всё это служит дополнением и погружает в атмосферу людей, которые в теме. Но если лента только из отсылоки состоит, не содержит ничего нового, а связующие части из-за дырявого сценария отсутствуют как класс - то получается современный визуальный блокбастер с нелогичным сюжетом, надуманными эмоциями и искусственными загадками.
Девчонка впервые в жизни берёт в руки лазерный меч и уделывает фаната последователя Дарта Вейдера, который весь фильм пытается неумело косплеить своего кумира. Авторы, вы хотите, чтоб я в это верил?! Да я скорей поверю, что Чубакка - гей! Хотя это не удивительно. Новый главный антагонист - мямлящий истеричный псих. Таких не берут в Джедаи и тем более в Ситхи. Кайло Рен весь фильм переживает и боится того, что в нём осталось добро и пытается доказать себе обратное. И вроде как это делает в самой драматичной сцене фильма, где тема противостояния отцов и детей проходящая лейтмотивом через всю сагу получила продолжение. Авторы задумали Энакина Скайуокера наоборот, но получился жалкий антигерой с приступами психоза. Сцена, когда ему сообщают о неудаче, и он в приступе гнева рубит световым мечом каюту на базе "Нового Порядка" - смотрится глупо. Просто потому, что такой персонаж никогда бы не достиг того положения, которое у него есть в фильме по умолчанию. Вот из таких нелогичных эпизодов состоит картина, что убивает всю атмосферу оригинала, которая с визуальной точки зрения передана превосходно - здесь не подкопаться.
В начале фильма есть момент, где Кайло Рен с помощью силы останавливает выпущенный в него заряд из бластера. Вы издеваетесь?! Такого даже Йода не умел! Видимо где-то за кадром прилетал Нео из "Матрицы" и покусал недоучку Ситха. Более логичного объяснения не найти. Тем паче, это единственная отсебятина, которой Абрамс "обогатил" вселенную далёкой-далёкой галактики. Всё остальное - повторы, повторы и повторы.
Однозначная удача в кастинге - это Дэйзи Ридли. Она играет главную героиню - молодую девушку по имени Рей. Следую тренду на главных героинь женщин, которые могут надрать задницы мужикам - она, тем не менее, совершенно не раздражает. А также имеет миловидную внешность и достаточно харизмы, чтобы полюбиться зрителям. Наверно как-то так вела бы себя молодая Элен Рипли из "Чужого" попав во вселенную Лукаса. Раздражает другое - то, как она мгновенно обретает способности силы, а также умеет ремонтировать всё подряд и управлять всем, что летает в одной далёкой-далёкой галактике. Притом, что всю свою недолгую жизнь проторчала на захолустной пустынной планете и является мусорщиком. В общем, очередной раз передаём пламенный привет "логике" сценаристов и режиссёра.
Кайло Рен в исполнение Адама Драйвера пока не снимает маску - сносен. Но авторы временами заставляют его показываться без шлема. Это они зря. Не делали бы так - фильм бы только выиграл.
Джона Бойегу играющего штурмовика-дезертира Финна мог заменить любой актёр умеющий делать испуганные глаза и истошно вопить на камеру. Картина бы не поменялась. Потому что персонаж абсолютно нелогичен и не прописан. Штурмовик в первом же своём бою понимающий, что не хочет убивать. Хотя с детства муштровался "Новым Порядком" и даже имени не имеет, а только номер. Откуда у такого человека могут взяться эмоции и сантименты? И совсем уж забавно выглядит, как он через несколько минут экранного времени после осознания себя "не таким" при побеге от своих бывших сослуживцев расстреливает их направо и налево.
Харрисона Форда в фильме много, Кэрри Фишер поменьше. Абрамс даже не пытался заставить их играть. Зачем? Фанаты и так пустят слезу, когда встретятся с любимыми героями тридцать лет спустя.
Марк Хэмилл будет присутствовать на экране где-то минуту и не произнесёт ни слова. Но глазами сыграл хорошо, да.
Американская критика либо куплена, либо совсем рехнулась, потому что захваливает картину на все лады. Российская, кстати, не особо отстаёт.
В эпоху, когда человечество вовсю танцует джигу на костях постмодернизма, режиссёр-ремесленник Абрамс создал очередной свой фанфик по чужой вселенной. Это у него уже вошло в привычку. Но он вряд ли сможет создать когда-нибудь что-либо своё. Выше собственной головы не прыгнешь.
Такой феномен массовой культуры, как "Звёздные войны" заслуживает не фанфика, а полноценного продолжения и развития. Но - увы, имеем то, что получилось. "Конвейер пробудился" и современный "Дисней" выдоит его до самого дна. Да прибудет с нами сила, чтобы всё это выдержать!