Ну что ж, вот и вышла "Смута", долгожданный отечественный проект. Во всяком случае, минувшим вечером его многие транслировали.
Не буду сейчас говорить о чисто технических недостатках, за обилие которых некоторые осуждают эту игру. И вряд ли я способен оценить достоинства тех или иных механик, учитывая, что не опробовал их, ограничившись лишь наблюдением. Посему я могу поделиться лишь своими зрительскими впечатлениями и начну, пожалуй, с замеченных мною достоинств.
Местами художники постарались на славу. Особенно это касается одежды, вооружения и некоторых предметов убранства. Лица, освещение и тени тоже достаточно хороши. Текстура меха выше всяких похвал. Обычно мех в 3d выглядит не лучшим образом, но здесь он кажется почти настоящим. Я прямо чувствую, какой он пушистый!
Сюжетные НИПы не лишены толики обаяния, но, к сожалению, обилие воды в их диалогах его убивает. Увы, повествование в игре сухое и холодное, как урок истории. Разговоры по большей части сугубо деловые, т. е. для полноценного художественного повествования игре не хватает личных взаимоотношений и перипетий, т. наз. "химии" между персонажами.
События игры разворачиваются в Новгородском княжестве. Я не знаком с природой тех краёв, поэтому не придираюсь сейчас, а просто говорю о том, что эти жидкие лесочки посреди болота показались мне совершенно чуждыми. Кстати, в Новгороде действительно так много пещер?.. Я всегда думал, что в России они разве что на Кавказе да за Уралом встречаются.
Говоря о российской природе, я, конечно, прежде всего вспоминаю знакомое мне Подмосковье, т. е. березняки, дубравы и ельники. Тж. в наших лесах часто можно увидеть лопух, орешник или хвощ, а возле пруда ещё и рогоз. Судя по всему, в Новгороде природа выглядит немного иначе... Кроме того, в нашем лесу почти всегда слышно голубя или кукушку, но, вероятно, в Новгороде эти птицы не водятся, т. к. в лесах "Смуты" я заметил лишь ворону да всяких воробьёв... впрочем, я не самый внимательный зритель, поэтому не могу сказать наверняка.
С точки зрения историчности, игра не всегда достоверна в мелочах, греша порой явными анахронизмами и иными неточностями. Не смею утверждать, но, по моим данным, древнерусские женщины всегда носили платок. Подвязывали его обычно так, чтобы лоб был закрыт, и завязывали сзади. В "Смуте" же женщины часто носят другие головные уборы, причём не только дворянки, но и простолюдинки, а некоторые и вовсе разгуливают с непокрытой головой... Мне кажется, это не совсем правильно, как и то, что они весьма бойко общаются с незнакомыми мужчинами. Уж не знаю, насколько это правда, но мне всегда говорили, что в женщинах с детства воспитывали скромность и стыдливость, и смотреть в глаза незнакомому мужчине считалось попросту дурным тоном. Даже в наше время многие женщины боятся мужчин, а в те времена таких было большинство.
Я мог бы ещё долго придираться, но вместо этого лучше отвечу на вопрос, почему я это делаю. Отвечаю: потому, что мне сказали, будто "Смута" — это историческая игра с образовательным элементом, которая должна возбудить в наших соотечественниках патриотизм и показать иностранцам красоту русской культуры; будто бы сам владыка наш благословил данный проект, хотя обычно осуждает любые компьютерные игры.
В общем, PR испортил впечатление от игры. Если бы я воспринимал её как скромный инди-проект, то сказал бы, что он объективно замечателен и выглядит многообещающе, несмотря на то, что пока ещё сыроват и вообще не в моём вкусе. Однако если "Смута" — игра напоказ, то это всё меняет. И боюсь, что хвастать перед иностранцами пока ещё рано.