Вверх страницы
Вниз страницы

Форум о социофобии

Объявление


Группа по преодолению социофобии в Петербурге и других городах России

Некоторые разделы форума недоступны для гостей. Связь с администрацией форума: sociophobia.ru@yandex.ru . Запасной адрес форума


Благодарим за регистрацию на нашем форуме!
Совсем скоро администратор активирует ваш аккаунт и вы сможете оставлять сообщения. Если ваш аккаунт зарегистрирован через прокси он может быть удален.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о социофобии » Отвлеченные разговоры » Шарль Бодлер "Цветы зла"


Шарль Бодлер "Цветы зла"

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

III. ПОЛЕТ

Высоко над водой, высоко над лугами,
Горами, тучами и волнами морей,
Над горней сферой звезд и солнечных лучей
Мой дух, эфирных волн не скован берегами,

Как обмирающий на гребнях волн пловец,
Мой дух возносится к мирам необозримым;
Восторгом схваченный ничем не выразимым,
Безбрежность бороздит он из конца в конец!

Покинь земной туман нечистый, ядовитый;
Эфиром горних стран очищен и согрет,
Как нектар огненный, впивай небесный свет,
В пространствах без конца таинственно разлитый

Отягощенную туманом бытия,
Страну уныния и скорби необъятной
Покинь, чтоб взмахом крыл умчаться безвозвратно
В поля блаженные, в небесные края!..

Блажен лишь тот, чья мысль, окрылена зарею,
Свободной птицею стремится в небеса, -
Кто внял цветов и трав немые голоса,
Чей дух возносится высоко над землею!

ВРАГ

Моя весна была зловещим ураганом,
Пронзенным кое-где сверкающим лучом;
В саду разрушенном не быть плодам румяным -
В нем льет осенний дождь и не смолкает гром.

Душа исполнена осенних созерцаний;
Лопатой, граблями я, не жалея сил,
Спешу собрать земли размоченные ткани,
Где воды жадные изрыли ряд могил.

О новые цветы, невиданные грезы,
В земле размоченной и рыхлой, как песок,
Вам не дано впитать животворящий сок!

Все внятней Времени смертельные угрозы:
О горе! впившись в грудь, вливая в сердце мрак
Высасывая кровь, растет и крепнет Враг.

XXIV

Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,
Тебя, великую молчальницу мою!
Ты - урна горести; ты сердце услаждаешь,
Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,
И недоступнее мне кажется в тот миг
Бездонная лазурь, краса ночей моих!

Я как на приступ рвусь тогда к тебе, бессильный,
Ползу, как клуб червей, почуя труп могильный.
Как ты, холодная, желанна мне! Поверь, -
Неумолимая, как беспощадный зверь!

XXX. DE PROFUNDIS CLAMAVI

К Тебе, к Тебе одной взываю я из бездны,
В которую душа низринута моя...
Вокруг меня - тоски свинцовые края,
Безжизненна земля и небеса беззвездны.

Шесть месяцев в году здесь стынет солнца свет,
А шесть - кромешный мрак и ночи окаянство..
Как нож, обнажены полярные пространства:
- Хотя бы тень куста! Хотя бы волчий след!

Нет ничего страшней жестокости светила,
Что излучает лед. А эта ночь - могила,
Где Хаос погребен! Забыться бы теперь

Тупым, тяжелым сном - как спит в берлоге зверь...
Забыться и забыть и сбросить это бремя,
Покуда свой клубок разматывает время...

XXXV. DUELLUM

Бойцы сошлись на бой, и их мечи вокруг
Кропят горячий пот и брызжут красной кровью.
Те игры страшные, тот медный звон и стук -
Стенанья юности, растерзанной любовью!

В бою раздроблены неверные клинки,
Но острый ряд зубов бойцам заменит шпаги:
Сердца, что позднею любовью глубоки,
Не ведают границ безумья и отваги!

И вот в убежище тигрят, в глухой овраг
Скатился в бешенстве врага сдавивший враг,
Кустарник багряня кровавыми струями!

Та пропасть - черный ад, наполненный друзьями;
С тобой, проклятая, мы скатимся туда,
Чтоб наша ненависть осталась навсегда!

LIV. НЕПОПРАВИМОЕ

Возможно ль задушить, возможно ль побороть
Назойливое Угрызенье,
Сосущее, как червь - бесчувственную плоть,
Как тля - цветущее растенье?
Бессмертного врага возможно ль побороть?

В напитке из какой бутыли, бочки, склянки
Утопим мы - не знаю я! -
Его прожорливую алчность куртизанки
И трудолюбье муравья?
В напитке из какой бутыли? - бочки? - склянки?

Я ведьму юную на выручку зову:
Скажи мне, как избыть такое?
Мой воспаленный ум - что раненый во рву,
Под грудой трупов, после боя.
Я ведьму юную на выручку зову.

Над ним уж воронье кружит - он умирает!
Уж волки рыскают окрест...
Он должен знать, что зверь его не растерзает,
Что будет холм и будет крест.
Смотри, уж воронье кружит - он умирает!

Как небо озарить, не знающее дня?
Как разодрать завесу ночи,
Тягучей, как смола, кромешной, без огня
Светил, глядящих людям в очи?
Как небо озарить, не знающее дня?

Надежда, кто задул тебя в окне Харчевни?
Как до пристанища дойти
Без света вдалеке и без лампады древней,
Луны, ведущей нас в пути?
Сам Дьявол погасил фонарь в окне Харчевни!

О, ведьма юная, тебе знаком ли ад?
Возмездия неотвратимость?
А стрел Раскаянья, пронзивших сердце, яд?
Иль для тебя все это - мнимость?
О, ведьма юная, тебе знаком ли ад?

Непоправимое проклятыми клыками
Грызет непрочный ствол души,
И как над зданием термит, оно над нами,
Таясь, работает в тиши -
Непоправимое - проклятыми клыками!

- В простом театре я, случалось, наблюдал,
Как, по веленью нежной феи,
Тьму адскую восход волшебный побеждал,
В раскатах меди пламенея.
В простом театре я, случалось, наблюдал,

Как злого Сатану крылатое созданье,
Ликуя, повергало в прах...
Но в твой театр, душа, не вхоже ликованье.
И ты напрасно ждешь впотьмах,
Что сцену осветит крылатое Созданье!

LXXII. БОЧКА НЕНАВИСТИ

Ты - бочка Данаид, о, Ненависть! Всечасно
Ожесточенная, отчаянная Месть,
Не покладая рук, ушаты влаги красной
Льет в пустоту твою, и некогда присесть.

Хоть мертвых воскрешай и снова сок ужасный
Выдавливай из них - все не покроешь дна.
Хоть тысячи веков старайся - труд напрасный:
У этой бездны бездн дно вышиб - Сатана.

Ты, Ненависть, живешь по пьяному закону:
Сколь в глотку ни вливай, а жажды не унять...
Как в сказке, где герой стоглавому дракону

Все головы срубил, глядишь - растут опять.
Но свалится под стол и захрапит пьянчуга,
Тебе же не уснуть, тебе не спиться с круга.

LХХХV. ГРУСТНЫЙ МАДРИГАЛ

Не стану спорить, ты умна!
Но женщин украшают слезы.
Так будь красива и грустна,
В пейзаже зыбь воды нужна,
И зелень обновляют грозы.

Люблю, когда в твоих глазах,
Во взоре, радостью блестящем,
Все подавляя, вспыхнет страх,
Рожденный в Прошлом, в черных днях,
Чья тень лежит на Настоящем.

И теплая, как кровь, струя
Из этих глаз огромных льется,
И хоть в моей - рука твоя,
Тоски тяжелой не тая,
Твой стон предсмертный раздается.

Души глубинные ключи,
Мольба о сладострастьях рая!
Твой плач - как музыка в ночи,
И слезы-перлы, как лучи,
В твой мир бегут, сверкая.

Пускай душа твоя полна
Страстей сожженных пеплом черным
И гордость проклятых она
В себе носить обречена,
Пылая раскаленным горном,

Но, дорогая, твой кошмар,
Он моего не стоит ада,
Хотя, как этот мир, он стар,
Хотя он полон страшных чар
Кинжала, пороха и яда.

Хоть ты чужих боишься глаз
И ждешь беды от увлеченья,
И в страхе ждешь, пробьет ли час,
Но сжал ли грудь твою хоть раз
Железный обруч Отвращенья?

Царица и раба, молчи!
Любовь и страх - тебе не внове.
И в душной, пагубной ночи
Смятенным сердцем не кричи:
"Мои демон, мы единой крови!"

CXIX. РАЗРУШЕНИЕ

Мой Демон - близ меня, - повсюду, ночью, днем,
Неосязаемый, как воздух, недоступный,
Он плавает вокруг, он входит в грудь огнем,
Он жаждой мучает, извечной и преступной.

Он, зная страсть мою к Искусству, предстает
Мне в виде женщины, неслыханно прекрасной,
И, повод отыскав, вливает грубо в рот
Мне зелье мерзкое, напиток Зла ужасный.

И, заманив меня - так, чтоб не видел Бог, -
Усталого, без сил, скучнейшей из дорог
В безлюдье страшное, в пустыню Пресыщенья,

Бросает мне в глаза, сквозь морок, сквозь туман
Одежды грязные и кровь открытых ран, -
Весь мир, охваченный безумством Разрушенья.

CXXIII. ФОНТАН КРОВИ

Струится кровь моя порою, как в фонтане,
Полна созвучьями ритмических рыданий,
Она медлительно течет, журча, пока
Повсюду ищет ран тревожная рука.

Струясь вдоль города, как в замкнутой поляне,
Средь улиц островов обозначая грани,
Поит всех жаждущих кровавая река
И обагряет мир, безбрежно широка.

Я заклинал вино - своей стру"й обманной
Душе грозящий страх хоть на день усыпить;
Но слух утончился, взор обострился странно:

Я умолял Любовь забвение пролить;
И вот, как ложем игл, истерзан дух любовью,
Сестер безжалостных поя своею кровью.

CXXXV. МЕЧТА ЛЮБОПЫТНОГО

    К Ф. Н.
Тоску блаженную ты знаешь ли, как я?
Как я, ты слышал ли всегда названье:"Странный"?
Я умирал, в душе влюбленной затая
Огонь желания и ужас несказанный.

Чем меньше сыпалось в пустых часах песка,
Чем уступала грусть послушнее надежде,
Тем тоньше, сладостней была моя тоска;
Я жаждал кинуть мир, родной и близкий прежде

Тянулся к зрелищу я жадно, как дитя,
Сердясь на занавес, волнуясь и грустя...
Но Правда строгая внезапно обнажилась:

Зарю ужасную я с дрожью увидал,
И понял я, что мертв, но сердце не дивилось.
Был поднят занавес, а я чего-то ждал.

2

Понятно, что это перевод, а в оригинале читаться должно легче, но меня такая обстоятельная и торжественная образность совершенно не цепляет. Тяжеловатый слог, да и много типовых деталей, сам посыл, старомодно. Мне ближе легкая лирика, но загадочная, и остроумная игра словами с социальным смыслом. Но все люди разные. Если бы всем нравилось одно и то же, все искали бы интерес в одном месте, занимались бы одним и тем же, то ничего бы не было вообще. Никто бы не смотрел в микроскоп, никто бы не шил паруса, не было бы всего многообразия и цивилизации вообще. И не с чем было бы сравнивать, царить было бы негде, не было бы блекджека и шлюх. Ахха. Просто мне не нравится, я из другого материала.

3

Дурного нрава он человек наверное был.

Le Balcon

Мать воспоминаний, нежная из нежных,
Все мои восторги! Весь призыв мечты!
Ты воспомнишь чары ласк и снов безбрежных,
Прелесть вечеров и кроткой темноты.
Мать воспоминаний, нежная из нежных!

Вечера при свете угля золотого,
Вечер на балконе, розоватый дым.
Нежность этой груди! Существа родного!
Незабвенность слов, чей смысл неистребим,
В вечера при свете угля золотого!

Как красиво солнце вечером согретым!
Как глубоко небо! В сердце сколько струн!
О, царица нежных, озаренный светом,
Кровь твою вдыхал я, весь с тобой и юн.
Как красиво солнце вечером согретым!

Ночь вокруг сгущалась дымною стеною,
Я во тьме твои угадывал зрачки,
Пил твое дыханье, ты владела мною!
Ног твоих касался братскостью руки.
Ночь вокруг сгущалась дымною стеною.

Знаю я искусство вызвать миг счастливый,
Прошлое я вижу возле ног твоих.
Где ж искать я буду неги горделивой,
Как не в этом теле, в чарах ласк твоих?
Знаю я искусство вызвать миг счастливый.

Эти благовонья, клятвы, поцелуи,
Суждено ль им встать из бездн, запретных нам,
Как восходят солнца, скрывшись на ночь в струи,
Ликом освеженным вновь светить морям?
- Эти благовонья, клятвы, поцелуи!

Не могу не обозвать его декадентом, ха-ха.

4

Мировым человеком он был.

5

Вот стоит послушать музыку Клода Дебюсси на стихи Бодлера. Хотя мне она тоже не очень нравиться.

6

Здорово, хотя никогда не считал себя ценителем и любителем поэзии, а это
XV - просто шедеврально :D

7

Самым крутым чуваком из этой шайки считаю Рембо, он сильнее остальных на порядок.
Однако особенно мной любим Поль Верлен, я чувсвтую в нём родственную душу. В его жизни и мироощущении много созвучного со моими.

Нельзя забывать о Франсуа Вийоне, который жил за 400 лет до этих самых.

Если копать и дальше вглубь веков, то это, конечно, Катулл. Катулл живёт в самой глубине моего сердца, попав туда, когда мне было 15 лет, у меня лежит тетрадка моих собственных переводов его стихов. Он по-настоящему поразил меня тогда.
Но и Катулл не был первым, кто нам известен. Любопытствующий быстро наткнётся на персонажа со смешным именем Архилох, например.

Конечно, Бодлер и Ко знали об этих именах, когда придумывали себе проклятья.

Отредактировано fi.xy (18-02-2015 11:13:38)

8

fi.xy написал(а):

Самым крутым чуваком из этой шайки считаю Рембо, он сильнее остальных на порядок

Да, я тоже люблю Рембо и считаю его крутым особенно в той серии где он с комунистами в Афганистане боролся  :canthearyou:

9

Настал тот момент, когда перечисляют имена мёртвых иностранцев, которые по условию должны о многом говорить человеку с высокой культурой. Какая же это культура, если вы застряли в средневековье. Скорее это говорит о склонности к изучению истории.

10

fi.xy написал(а):

Самым крутым чуваком из этой шайки считаю Рембо, он сильнее остальных на порядок.

А по-моему, Бодлер был гораздо более талантливым.

капелька написал(а):

Настал тот момент, когда перечисляют имена мёртвых иностранцев, которые по условию должны о многом говорить человеку с высокой культурой. Какая же это культура, если вы застряли в средневековье. Скорее это говорит о склонности к изучению истории.

Да нет, любовь к искусству разных времен скорее говорит о разностороннем развитии человека, а не о том, что он застрял в средневековье (да и не средневековье это вообще-то).
Но то не чоткий репчик про наркоту и шлюх, да. Какая досада.

11

get lost написал(а):

Да нет, любовь к искусству разных времен существования цивилизации скорее говорит о разностороннем развитии человека, а не о том, что он застрял в средневековье (да и не средневековье это вообще-то).

Разностороннее – это не только поэзия. Да и о каком разностороннем речь, если другой полюс не нравится, тогда одностороннее больше как раз. При всём к ним уважении, тогда люди хуже писали, у них не было такой базы как теперь, легко было быть первопроходцами, и не было тех вещей, о которых могут написать сейчас.

12

капелька написал(а):

Разностороннее – это не только поэзия. Да и о каком разностороннем речь, если другой полюс не нравится, тогда одностороннее больше как раз.

Дело не в полюсах, а в различных жанрах и видах, в том, что человек не зацикливается на чем-то одном (на одной эпохе например), а расширяет границы интересов.

капелька написал(а):

При всём к ним уважении, тогда люди хуже писали,

Это твое мнение. Имеет право на существование. У меня другое.

13

get lost написал(а):

Дело не в полюсах, а в различных жанрах и видах, в том, что человек не зацикливается на чем-то одном (на одной эпохе например), а расширяет границы интересов.

Я тоже не зацикливаюсь, кстати. Но всё равно должны же быть предпочтения, что больше по душе. Я всегда нахожу предпочтения, не имея целей формально расширять образование, чтобы этим гордиться.

get lost написал(а):

Это твое мнение. Имеет право на существование. У меня другое.

Хотя я передумала... Это только объективно такой вывод напрашивается, но субъективно мне тоже иногда больше нравится прошлое, да и не только в рамках писанины. Что-то просто может сойтись с твоим характером, ведь это редкость, а ещё даже нравится то, что тогда всё было по-другому. Но опять же... Я цепляюсь за отдельные личности.

14

get lost написал(а):

Мировым человеком он был.

Сколько лет назад ты впервые читала Цветы?

15

Ницщеброд написал(а):

Сколько лет назад ты впервые читала Цветы?

Лет пятьдесят уж минуло. Эх.

16

капелька написал(а):

Я всегда нахожу предпочтения, не имея целей формально расширять образование, чтобы этим гордиться.

ты можешь расширять, и при этом - не гордиться)


Вы здесь » Форум о социофобии » Отвлеченные разговоры » Шарль Бодлер "Цветы зла"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC